Виноградова Любовь Александровна

«Логоритмика - средство коррекции речевых нарушений у дошкольников»

Человечество давно заметило, что развитие психомоторики у человека нераздельно связано с развитием его моторики. Говоря упрощенно, осознанное владение человека своим телом, умение пользоваться его основными функциями не может быть развито без простых двигательных (моторных) упражнений. К таким функциям относится и речь человека. Вот почему становится понятной связь между двигательной активностью и развитием речи человека.

Для маленького ребенка развитие двигательных функций является первым этапом в процессе познания окружающего его мира. На этом этапе человек учится управлять своим телом. И еще какой-то период (условно говоря, пока он находится в детском саду) ребенок сочетает интеллектуальное познание мира с привычным ему непосредственным изучением мира через физические ощущения.

Логоритмика строится именно на этом факте, сочетая ритмические упражнения, музыкальную составляющую, развивая мелкую моторику. Всё это позволяет исправить нарушения речи и повысить навыки коммуникации у детей.

Логоритмика для детей — особое направление в логопедии. Само название данного метода является составным словом, которое является сокращением термина «логопедическая ритмика». Как следует из названия, логоритмика занимается вопросами коррекции речи при помощи ритмических инструментов. Этими инструментами могут быть: слово; музыка; движение (танец); игра на музыкальных инструментах.

Методика включает в себя упражнения, игры и задания, направленные на развитие логического, образного и ассоциативного мышления, зрительного восприятия, моторики, памяти и внимания. Сами занятия часто проводятся с музыкальным сопровождением, что делает процесс обучения более занимательным и увлекательным. Помимо исправления нарушений речи и артикуляции, логоритмика: развивает речевые навыки и коммуникативные навыки;  повышает мотивацию к общению; помогает ребенку успешнее адаптироваться в обществе.

Упражнения по логоритмике включают в себя: игровые задания; исполнение песен;  чтение стихов; упражнения на развитие речи и интеллекта;  упражнения для тренировки мелкой моторики и координации движений.

Заниматься логоритмикой можно как индивидуально, так и в группе. Уровень сложности упражнений подбирается в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей ребенка. Ритмические упражнения вырабатывают у ребенка правильное дыхание, которое помогает ему правильно выговаривать звуки и слова, а также вырабатывает у него уверенность при произнесении сложных сочетаний и длинных фраз.

Пальчиковая гимнастика – это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого, пальчиковая гимнастика способствует развитию: осязательных ощущений; координации движений пальцев и рук; творческих способностей дошкольников.

Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Чаще всего используются следующие виды упражнений: массаж; действия с предметами или материалами; пальчиковые игры.

Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого?  необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.

Валеологическая песенка с оздоровительным массажем

 «Доброе утро» (сл. и муз. О Арсеневской).

Валеологические песенки поднимают настроение, улучшают эмоциональный климат на занятии.

Важно, чтобы каждое упражнение имело интересное содержание или игровой момент и могло увлечь ребёнка.

Эмоциональность и выразительность педагога при показе также необходимы, гак как они облегчают подражание и эмоционально заряжают детей.

Эти песенки построены на коротких, повторяющихся мелодиях. Они развивают чувство темпа и ритма. Учат сочетать текст с движениями и музыкой.

Разучивание  можно сопровождать звучащими жестами (хлопками, щелчками, притопами, звуками шумовых инструментов; использовать элемент пальчиковой гимнастики.

1 2 3 4 5 6

Мастер-класс для родителей с детьми по опытно-экспериментальной деятельности_page-0001 Мастер-класс для родителей с детьми по опытно-экспериментальной деятельности_page-0002 Мастер-класс для родителей с детьми по опытно-экспериментальной деятельности_page-0003 Мастер-класс для родителей с детьми по опытно-экспериментальной деятельности_page-0004

Экологические игры_page-0001 Экологические игры_page-0002 Экологические игры_page-0003

4 группа _page-0001 4 группа _page-0002 4 группа _page-0003