Яночкина Полина Александровна

СЕКРЕТЫ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

 

Гимнастика для тела - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. Но и наши органы артикуляции – губы, щеки, язык, небо – нуждаются в тренировке.

Все дело в том, что звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык, который нуждается в постоянной тренировке. И гимнастика, которая называется артикуляционной, в этом поможет.

Целью артикуляционной гимнастики  является - выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные,  необходимые для правильного произнесения звуков.

Проводя артикуляционную гимнастику необходимо выполнять следующие рекомендации:

1. Комната должна быть чистой, хорошо проветренной. Ребенок должен хорошо себя чувствовать, быть сытым и хорошем расположении духа.

2.  Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день по 3-5 минут. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. При выполнении упражнений необходимо идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

4. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

5. На начальных этапах ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенку и взрослому во время проведения артикуляционной гимнастики лучше находиться перед настенным зеркалом.

6. Важно не столько количество, сколько качество выполнения упражнений. Необходимо следить, чтобы чтобы у ребенка в выполнении упражнений участвовали только те мышцы, которые необходимы для совершения движения. Ребенок не должен делать лишних движений — округлять глаза, поднимать плечи, выдвигать челюсть и совершать содружественные движения другими мышцами органов артикуляции.

Ниже приведен универсальный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики.

 1. «Улыбка». Улыбнуться, не обнажая сомкнутые зубы. Удерживать такое положение под счет до 5. Затем растянуть губы в улыбку, при этом резцы должны быть видны, (то есть улыбка должна быть широкой). Удерживать такое положение под счет до 5.

     2. «Дудочка». Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой.  Удерживать такое положение под счет до 5.

                             3. Чередование упражнений «Улыбка» - «Дудочка».

    4. «Заборчик». Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать 5-10 секунд.

   5. «Окошко».  Широко открыть рот, зубы видны – «жарко», закрыть рот – «холодно».

       6. «Рупор». Губы округлены и чуть выдвинуты вперед. Зубы сомкнуты.

7. «Лопатка». Рот приоткрыт. Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении под счет от 3 до 10.

 

 

      8. «Месим тесто». Рот приоткрыт. Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу. Пошлепывать язык губами, произнося «пя-пя-пя».

      9. «Иголочка». Рот приоткрыт. Узкий острый язык вытянуть вперед. Удерживать язык в таком положении под счет от 3 до 10.

                                  10. Чередование упражнений «Лопаточка» - «Иголочка»

     11. «Горка». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка сначала приподнимается до соприкосновения с верхними резцами, затем опускается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от альвеол, губы и нижняя челюсть оставались неподвижными.    

 http://1.bp.blogspot.com/-q6im-vLceAQ/Tu4_bAjebfI/AAAAAAAAAHo/TCnQus9PsRw/s1600/25D025B025D1258025D1258225D1258325D025BF25D12580425D1258825D12582.jpg      12. «Катушка». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается вглубь рта. Следить, чтобы язык не сужался, боковые края языка скользили по коренным зубам, кончик языка не отрывался от резцов, губы и нижняя челюсть были неподвижными.

     13. «Парус». Улыбнуться, открыть рот, поднять язык за верхние передние зубы и упереть в альвеолы. Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10.

                                   14. «Качели».  Губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт. Поднять широкий кончик языка к бугоркам за верхними зубами (к альвеолам), затем опустить широкий кончик языка за нижние зубы.

      15. «Почистим нижние зубки». Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка провести по нижним зубам с внутренней стороны, делая движения право и влево.

      16. «Часики». Губы в улыбке. Нижняя челюсть неподвижна. Кончик языка переводить из одного уголка губ в другой

    17. « Чашечка». Улыбнуться, открыть рот, высунуть язычок и тянуть его к носу. Следить, чтобы бока языка были подняты.

 

 

      18. «Вкусное варенье». Улыбнуться, открыть рот и языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу. Движения  направлены сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечки».         

       19. «Маляр». Улыбнуться, открыть рот. Язык поднять к небу, «покрасить» кончиком языка твердое небо («потолок») делая движения языком вперед- назад, поглаживая небо.  

20. «Грибок». Улыбнуться, присосать язык к небу, чтобы подъязычная связка натянулась

 

                                    21. «Гармошка». В положении «грибок» открывать и закрывать рот

                                    22. «Лошадка». Улыбнуться, широко открыть рот пощелкать кончиком языка наверху. Ускоряем темп. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть не двигалась.    

23. «Дятел». Улыбнуться, открыть рот, поставить язычок за верхние зубы, на «бугорки»- альвеолы и звонко, отчетливо, многократно повторять : «Д-Д-Д…». Темп постепенно ускорять, зубы не смыкать. Язык прыгает по альвеолам.

   24. Индюк. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на верхнюю губу и производить быстрые движения кончиком языка по верхней губе вперед – назад, стараясь не отрывать язык от верхней губы. Потом включить голос. Получится смешная «болтушка» (звук похожий на «бл-бл…»    

      25. Злой комарик. Улыбнуться, открыть рот, поставить язык за верхние зубы на «бугорки»-альвеолы или чуть перед ними. В этом положении произносить звук «Ж-Ж-Ж» (сам звук будет звучать как нечто среднее между З и Ж)

 

 

 

 

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

 

- дифференциация вдоха (носового) – выдоха (ротового)

1. «Вдыхаем аромат леса». Вдох носом (живот надувается, плечи не поднимаем), пауза, под счёт «раз, два, три» выдох ртом. Можно на первом этапе вдыхать аромат цветов, духов и пр. (при отсутствии аллергии)

2. Лечь на спину, на живот кладем небольшую игрушку. Дышим животом – качаем на качелях игрушку вверх/вниз.

 

- выработка длительной, направленной воздушной струи

3.   «Загнать мяч в ворота». Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками.

4. Положить на стол небольшой карандаш. Вытянуть губы вперед трубочкой, длительно и с силой подуть на карандаш так, чтобы он скатился со стола.

5. «Листопад». Предложить ребенку подуть на сухой листок (перышко/бумажный листок/ комок ваты), так, чтобы он полетел.

 

- выработка плавной, непрерывной струи, идущей посередине языка

6. «Кто дальше загонит мяч». Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Подуть длительно так, что бы воздушная струя шла посередине языка, и сдуть ватку на противоположный край стола.

7. Змейка. Вырезать из бумаги небольшую полоску (чуть длиннее языка). Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. На язык положить полоску бумаги. Подуть длительно так, что бы воздушная струя шла посередине языка, а бумага поднялась, как язык у змейки.

8. «Паровозик свистит». Взять чистый пузырек и поднести его ко рту. Кончик языка слегка высунуть так, чтобы он касался только края горлышка. Выдыхать воздух плавно в пузырек, чтобы получился свист.

9. «Шторм в стакане». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Посередине языка кладется соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила. Следить, чтобы щеки не надувались, губы были неподвижны.

10. «Фокус».. Рот приоткрыть, язык принимает положение «чашечки», выдвинуть вперед и приподнять. Плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа.

 

 

 

Что делать, если ребенок не хочет заниматься дома с родителями?

Большинство родителей уже знают, как важно закреплять полученные на логопедических занятиях результаты и дома, ведь для ребенка важно красиво и правильно говорить не только в кабинете логопеда, но и в повседневной жизни. Но часто приходиться сталкиваться с тем, что дети неохотно занимаются дома с родителями, отказываются выполнять задания или повторять речевой материал.

Некоторые рекомендации помогут организовать домашние занятия так, чтобы они приносили удовольствие всем участникам процесса, а также проходили с наибольшей эффективностью.

1. Используйте для занятий наиболее благоприятное время. Если ребёнок устал и хочет спать, голоден или перевозбужден, то мотивации к занятию не будет. Понаблюдайте за ребенком и выберите то время, в которое ребенок будет наиболее расположен к выполнению заданий. Постарайтесь также, чтобы в этот момент взрослый, занимающийся с ребенком, никуда не спешил, был спокоен и настроен на совместную работу.

2. Еще один важный момент домашних занятий - их регулярность. Если выполнять домашние задания примерно в одно и то же время (или после определенных режимных моментов), то постепенно они войдут в повседневную жизнь и станут такой же обыденной частью режима дня, как, например, чистка зубов.

3. Не прерывайте внезапно активную игру, просмотр мультфильма или другое интересное занятие с тем, чтобы позаниматься. Заранее обговорите, когда будет необходимо выполнить задания, и в течении дня несколько раз напомните об этом.

4. Старайтесь не выполнять все намеченные задания за один раз. Занятие с ребенком дошкольного возраста не должно быть продолжительным. При длительном занятии ребенок может переутомиться, внимание снизиться, а эффективность такого занятия будет стремиться к нулю. Кроме того, в следующий раз, помятуя об этом, вам будет еще сложнее уговорить ребенка на совместную работу. Поделите весь перечень заданий на несколько частей. Так ребенок будет максимально сконцентрирован на материале, воодушевлен, а в копилку знаний отложится наибольшее количество знаний.

5. Дети, к сожалению, не всегда могут понять, как долго будут длиться занятия, и тревожатся в связи с этим.  Для того, чтобы ребёнок мог ощущать временные границы занятия, можно использовать таймер, песочные часы, будильник на телефоне. Кроме того, с этой же целью полезно составить так называемые чек-листы с перечнем упражнений, которые необходимо выполнить. Его можно представить в виде картинок, символов с возможностью отмечать сделанное, зачеркнуть, приклеить наклейку. Так ребенок будет не только ограниченность занятия во времени, но и его структуру, что значительно снизит тревожность.

6. Проявляйте свой собственный интерес, будьте активны, выполняйте упражнения или задания вместе. Ребенок очень хорошо чувствует эмоциональное состояние родителя, и,  если вам самим не интересно, вы сами не уверены в важности выполнения заданий, то и ребенка никогда не сможете убедить в обратном. А глядя на родителя, который, например, выполняет вместе с ним упражнения артикуляционной гимнастики, дети убеждаются, что мама и папа поддерживают их и что и они смогут их успешно освоить.

7. Создавайте положительный эмоциональный фон при выполнении заданий, используйте игровые приёмы. Можно подключить к занятию любимую игрушку, устройте соревнование, предложите ребенку попробовать себя в роли педагога и научить чему-либо вас, используйте красивые канцелярские принадлежности, чередуйте подвижные игры с упражнениями за столом.

8. И самое главное. Будьте терпеливы и не ждите молниеносной положительной динамики. Только систематическое использования вышеперечисленных приёмов, настойчивость, но в то же время позитивный настрой со стороны родителей, его спокойствие и вера в ребенка дадут положительные результаты.