Белова Анна Юрьевна
Рекомендации логопеда на летний период
Уважаемые родители!
Звуки поставлены и введены в речь, но, если не контролировать речь ребёнка, он легко может их вновь у утратить, и всё придётся начинать сначала.
Советы на лето:
- следите за поставленными звуками;
- не допускайте их неправильного произношения;
- повторяйте пройденные стихи и разучивайте новые.
Во время прогулок, поездок вы также можете контролировать произношение «трудного» звука у ребёнка спонтанной речи, попросив рассказать о чём-то, описать предмет.
Если вы отправляетесь на отдых, в отпуск - не упустите возможность использовать новые
впечатления ребёнка для развития выразительности речи. При описании, например, моря, гор,
пейзажа обращайте внимание ребёнка на использование прилагательных и других частей речи,
делающих нашу речь богаче. Чаще беседуйте с ребёнком не только на бытовые темы, следите за
собственной речью, избегайте слов-паразитов.
Если ваш ребенок проводит лето у бабушки, то необходимо предупредить о трудностях ребёнка со
звукопроизношением, предоставить домашние логопедические тетради, подборку речевого материала
для закрепления полученных речевых навыков и объяснить, как важно для ребенка выполнять эти
упражнения и игры.
Закрепление звуков в речи – это тренинг. Чем больше количество повторений, тем быстрее и
качественнее идёт введение звуков в речь ребенка. Другими словами, сформируется привычка
правильного произношения, вытеснив привычку дефектного произношения.
Помогите своему ребенку в его развитии, в преодолении трудностей! Самое главное, чтобы дети
отдохнули летом, набрались сил, окрепли, но важно также и то, чтобы они не забыли все те знания,
умения и навыки, которые приобрели на занятиях. Для своих летних занятий можно использовать
следующую литературу:
- Азова Е.А., Чернова О.О. Учим звуки. Домашняя Логопедическая тетрадь (Звуки С-Сь; З-Зь-Ц; Ш-Ж, Ч-Щ, Л-Ль, Р-Рь);
- С.В. Коноваленко Домашние тетради для закрепления звуков (Л, ЛЬ, С, Сь, З, Зь, Ц, Ч-Щ, Ш, Ж, Р, РЬ)
- Ю.Б. Жихарева - Норкина Домашние тетради для логопедических занятий с детьми (закрепление звуков Л, ЛЬ, Р, РЬ, С-СЬ, З-ЗЬ-Ц, Ш-Ж, Ч-Щ);
- Т.А. Ткаченко Фонетические рассказы с картинками (Свистящие звуки: С, Сь, З, Зь, Ц; Шипящие звуки: Ш, Ж, Ч, Щ; Сонорные звуки: Л, Ль, Р, Рь);
- Л.А. Комарова Автоматизация звука в игровых упражнениях (С, З. Ц, Ш, Ж, Ч-Щ, Л, Ль, Р, Рь)
А также логопедические пособия на Google-диске, которыми вы пользовались в течение года.
Родители часто сталкиваются с диагнозом «дизартрия». Слово непонятное и, даже, пугающее. Что же стоит за этим понятием?
Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, вызванное недостаточной работой нервов, которые связывают речевой аппарат с центральной и периферической нервной системой. А недостаточная работа нервов является следствием органического поражения нервной системы. Именно поэтому диагноз «дизартрия» ставится врачом-неврологом и вся коррекционная работа, проводимая логопедом, должна проводиться в тесной взаимосвязи с врачом! Логопед занимается коррекцией нарушенных речевых функций, медикаментозное же лечение назначается неврологом. Лечение дизартрии возможно только при применении комплексного метода, в котором сочетаются разные виды терапевтического воздействия:
Лекарственные средства.
Физиотерапия, лечебная физкультура, иные мероприятия для нормализации тонуса мышц и увеличения объема движений органов артикуляции.
Общее, поддерживающее и закаливающее лечение для укрепления организма. Лечение сопутствующих заболеваний.
Логопедическая работа по развитию и исправлению речи.
Логопедическое воздействие при дизартрии направлено на разработку органов артикуляции. Оно включает:
- массаж органов артикуляции (логопедический массаж);
- артикуляционную гимнастику;
- исправление произношения звуков речи;
- исправление речевого дыхания и голоса;
- работу над выразительностью речи.
Во всех видах лечения ребенка — дизартрика чрезвычайно большая роль принадлежит родителям. Прежде всего это относится к логопедическим занятиям. Родители должны знать для чего делаются те или иные упражнения, понимать их смысл и представлять ожидаемые результаты.
В чем проявляется дизартрия?
- это нарушение звукопроизношения. В случае стертой степени дизартрии речь больных ребят не имеет резкого отличия от своих сверстников. Несколько плохая дикция и невыразительная речь. Ребенок с дизартрией чаще всего дефектно произносит все свистящие и шипящие звуки. К этому может быть добавлено искаженное произношение звуков [р, л], или их отсутствие. И даже если речь ребенка понятна для окружающих, то она нечеткая, смазанная, как будто «каша во рту».
Для дизартрии характерен более длительный период коррекции звукопроизношения.
- дети-дизартрики плохо едят. Обычно они не любят твердую пищу – мясо, хлебные корочки, морковь, яблоко, т.к. им трудно жевать. Немного пожевав, ребенок может держать пищу за щекой, может неаккуратно есть, плохо полоскать рот, т.к. у него слабо развиты мышцы щек, языка, губ.
- для дизартриков характерна недостаточность голосовых реакций (голос тихий, слабый или, наоборот, резкий), нарушен ритм дыхания (речь на вдохе, длительности выдоха не хватает на произнесение фразы и дыхание сбивается), темп речи может быть ускоренным или замедленным. Очень часто речь эмоционально не окрашена.
- у детей с дизартрией слабо развита общая и мелкая моторика. Дети не любят и не хотят застегивать сами пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава, заправлять рубашку в брюки. Они не умеют правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку. Все, что нужно выполнять руками, особенно где требуются мелкие, точные движения пальцев рук (лепка, работа со счетными палочками, перебирание крупы, семян) – для них — сущее наказание. Дети с дизартрией могут быть моторно неловки, медлительны и утомляемы при сложных движениях. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на одной ножке.
- у детей с дизартрией могут быть трудности с ориентировкой в пространстве: путают право – лево, верх – низ.
- у дизартриков нарушено не только звукопроизношение, но и остальные стороны речи – лексико-грамматический строй речи, слоговая структура слова, связная речь.
На практике чаще всего встречается дизартрия стертой степени с неярко выраженной клинической симптоматикой и только тщательное логопедическое обследование и наблюдение выявляют у них ряд специфических нарушений: нарушения двигательной сферы, пространственного гнозиса, фонетической стороны речи (в частности просодических характеристик речи), фонации, дыхания и другие, что позволяет сделать вывод о наличии органических поражений центральной нервной системы, что говорит о стертой степени дизартрии.
Легкие (стертые) формы дизартрии могут наблюдаться у детей без явных двигательных расстройств, перенесших воздействие различных неблагоприятных факторов в течение пренатального (до родов), натального (роды) и раннего постнатального (после родов) периодов развития. Среди таких неблагоприятных факторов можно отметить: — токсикоз беременности; — хроническую гипоксию плода; — острые и хронические заболевания матери в период беременности; — минимальное поражение нервной системы: — при резус-конфликтных ситуациях матери и плода; — легкую асфиксию; — родовые травмы; — острые инфекционные заболевания детей в младенческом возрасте и т. д.
Воздействие этих неблагоприятных факторов приводит к возникновению ряда специфических особенностей в развитии детей.
В ранний период развития у детей со стертой дизартрией отмечаются двигательное беспокойство, нарушения сна, частый, беспричинный плач. Кормление таких детей носит ряд особенностей: наблюдаются трудность в удержании соска, быстрая утомляемость при сосании, малыши рано отказываются от груди, часто и обильно срыгивают.
- раннем психомоторном развитии также можно отметить ряд особенностей: становление статодинамических функций может несколько запаздывать или оставаться в пределах возрастной нормы. Дети, как правило, соматически ослаблены, часто болеют простудными заболеваниями.
Анамнез детей со стертой степенью дизартрии отягощен. Большинство детей до 1 — 2 лет наблюдались у невролога, в дальнейшем этот диагноз был снят.
Раннее речевое развитие у значительной части детей с легкими проявлениями дизартрии незначительно замедлено. Первые слова появляются к 1 году, фразовая речь формируется к 2 — 3 годам. При этом довольно долго речь детей остается неразборчивой, неясной, понятной только родителям. Таким образом, к 3 — 4 годам фонетическая сторона речи у дошкольников со стертой дизартрии остается не сформированной.
При тщательном неврологическом обследовании детей с подобными речевыми расстройствами с применением функциональных нагрузок выявляется неярко выраженная микро симптоматика органического поражения нервной системы. Эти симптомы проявляются в виде расстройства двигательной сферы и отражаются на состоянии общей, мелкой, артикуляционной моторики, а также мимической мускулатуры.
Нарушения мелкой моторики пальцев рук проявляются в нарушении точности движений, снижении скорости выполнения и переключения с одной позы на другую, замедленном включении в движение, недостаточной координации. Пальцевые пробы выполняются неполноценно, наблюдаются значительные затруднения. Данные особенности проявляются в игровой и учебной деятельности ребенка. Дошкольник с легкими проявлениями дизартрии неохотно рисует, лепит, неумело играет с мозаикой.
Общая моторная сфера детей со стертой дизартрии характеризуется неловкими, скованными, не дифференцированными движениями. Может встречаться небольшое ограничение объема движений верхних и нижних конечностей, при функциональной нагрузке возможны со дружественные движения (синкинезии), нарушения мышечного тонуса. Часто при выраженной общей подвижности движения ребенка со стертой дизартрией остаются неловкими и непродуктивными.
Наиболее ярко недостаточность общей моторики проявляется у дошкольников с данным нарушением при выполнении сложных движений, требующих четкого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственной организации движений. Для таких детей характерны также затруднения при выполнении физических упражнений и танцах. Им нелегко научиться соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту. Про таких детей говорят, что они неуклюжие, потому что они не могут четко, точно выполнять различные двигательные упражнения. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на левой или правой ноге. Обычно взрослый помогает ребенку прыгать на одной ноге, сначала поддерживая его за талию, а потом — спереди за обе руки, пока он не научится это делать самостоятельно.
К примеру, ребенок со стертой дизартрией несколько позднее своих сверстников начинает захватывать и удерживать предметы, сидеть, ходить, прыгать на одной и двух ногах, неуклюже бегает, лазает на шведской стенке.
Особенности состояния общей и мелкой моторики проявляются и в артикуляции, так как существует прямая зависимость между уровнем сформированности мелкой и артикуляционной моторики. Нарушения речевой моторики у дошкольников с данным видом речевой патологии обусловлены органическим характером поражения нервной системы и зависят от характера и степени нарушения функционирования двигательных нервов, обеспечивающих процесс артикуляции. Коррекция нарушений представляется невозможной без поддержки и тесного сотрудничества родителей, заинтересованных в исправлении нарушений речи своего ребенка, с врачом – неврологом, тщательном неврологическом обследовании детей регулярном консультировании и комплексном лечении.
Безусловно, дизартрия – сложное нарушение, но при совместной работе логопеда, врача-невролога и родителей все поправимо!
Итак, что необходимо делать, если Вашему ребенку поставили диагноз «дизартрия»:
— 1 раз в год посещать невролога. При необходимости, он назначит массаж, ЛФК, медикаментозное или физиотерапевтическое лечение для поддержания работы нервной системы;
— четко выполнять рекомендации логопеда, закреплять пройденный в детском саду материал, автоматизировать поставленные ребенку звуки;
— приобщать детей к занятиям физкультурой, спортом;
— развивать мелкую моторику – почаще давайте ребенку пластилин, карандаши, ножницы, шнуровки, штриховки.
ЗАЧЕМ НУЖНА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА И ЧТО ЭТО ТАКОЕ? Читать
УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ДЫХАНИЯ И ГОЛОСА Читать
«Развитие связной речи детей с общим недоразвитием речи в семье»
Речь играет важную роль в жизни человека. Она является средством общения, средством обмена мыслями людей между собой. Без этого люди не могли бы организовывать совместную деятельность, добиваться взаимного понимания.
Ребенок в повседневной жизни, общаясь со всеми, говорит очень много. Но, когда ему предлагают: «Расскажи, что интересного ты увидел в зоопарке? Перескажи сказку, рассказ…», — сразу возникают трудности. Ребенок не умеет видеть и понимать основной сюжет, определять главных героев, основное действие, время и место происходящего события, не может четко сформулировать вопрос и ответить на него.
Связная речь – это форма устной речи, состоящая из последовательных логических высказываний, в которых раскрывается содержание и смысл определенной мысли. Главными характеристиками здесь выступают связность и цельность: способность продумать содержание и выстроить его, придерживаясь структурных частей (начало, середина, конец), объединяя между собой предложения.
Как показывают данные исследований логопедов, психологов и педагогов, к началу школьного обучения уровень сформированности связной речи у детей с общим недоразвитием речи значительно отстает от нормы, самостоятельная связная монологическая речь у младших школьников долгое время остается несовершенной. Это создает детям дополнительные трудности в процессе обучения. В связи с этим формирование связной речи старших дошкольников с общем недоразвитием речи крайне важна.
Что же такое общее недоразвитие речи?
Общее недоразвитие речи (ОНР) – одно из наиболее распространенных речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Оно характеризуется стойкими нарушениями в развитии почти всех речевых функций (звукопроизношение, слоговая структура слов, фонематическое восприятие, словарный запас, грамматический строй, связная речь). При этом ребенок обладает нормальным интеллектом и сохранным слухом.
Какие же трудности испытывают дети с ОНР в использовании связной речи?
Детей с ОНР 3-4 уровня речевого развития говорят развернутыми фразами, однако связная речь развита недостаточно. Ограниченный словарный запас делает речь детей бедной и стереотипной. Дети редко обращаются с вопросами к взрослым, игровые ситуации часто не сопровождаются рассказом. Развернутые смысловые высказывания детей с общим недоразвитием речи отличаются отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц.
Самостоятельная речь детей со всеми указанными особенностями может служить средством общения лишь в особых условиях, требующих постоянной помощи и побуждения в виде дополнительных вопросов, подсказок, оценочных и поощрительных суждений со стороны логопеда и родителей.
Труднее всего таким детям даются самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. Часть детей оказывается способной лишь отвечать на вопросы.
При пересказе дети не всегда полностью понимают смысл прочитанного, опускают существенные для изложения детали, нарушают последовательность, допускают повторы, добавляют лишние эпизоды или воспоминания из личного опыта, затрудняются в выборе необходимого слова.
Рассказ — описание малодоступен для них. Описательный рассказ беден, страдает повторами; не используется предложенный план; описание сводится к простому перечислению отдельных признаков любимой игрушки или знакомого предмета.
Творческое рассказывание детям с ОНР дается с большим трудом. Дети испытывают серьезные затруднения в определение замысла рассказа, в изложение последовательного развития сюжета. Нередко выполнение творческого задание подменяется пересказом знакомого текста.
Чаще всего дети испытывают затруднения в составлении развернутого рассказа по картинке, серии сюжетных картинок, иногда затрудняются выделить основную мысль повествования, определить логику и последовательность в изложении событий.
Характерно, что отсутствие у детей чувства рифмы и ритма мешает заучиванию ими стихов.
Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитии памяти. Дети часто забывают сложные инструкции, опускают некоторые их элементы, меняют последовательность предложенных заданий.
Как помочь детям с ОНР развивать связную речь?
Полученные в детском саду навыки по составлению связных текстов необходимо закреплять в семье. Родители, поддерживая работу, начатую в детском саду по формированию связной монологической речи, могут:
- сочинять со своим ребенком различные сказки и рассказы, придерживаясь определенной структуры текста (начало, середина и конец), составлять рассказы по сюжетным картинкам (1 шт.) и по сериям картинок (от 3-5 шт.);
- составлять рассказы по семейным фотографиям (рост малыша, летний отдых и т.п.);
- работать с книгой (перед прочтением новой книги сначала рассмотрите ее вместе с ребенком, затем спросите, о чем эта книга, кто главные герои и уже после прочтения обсудите рассказ с ребенком).
Важным условием развития связной речи ребенка является формирование интереса к художественной литературе.
Необходимо научить ребенка слушать. Это достигается не призывами к слушанию, а подбором интересной, доступной ребенку литературы, неспешным выразительным чтением взрослого.
Полезно будет стимулировать интерес ребенка к театрализованной деятельности.
Чаще играйте с ребенком в развивающие речь, мышление, фантазию игры. Ведь игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста.
Примеры игр на развитие связной речи:
«Угадай, что у меня в сумке»
Ребенок должен задавать вопросы, чтобы угадать, что у вас в сумке. Съедобное или нет? Это фрукт? Это овощ? Это белое? Красное? Это твердое? Это круглое? Большое? Вкусное? Твердое? Мягкое? Т.е. вопросы задаются по величине, по форме, по вкусу, по цвету предмета, по текстуре и т.д.
«Загадай предмет»
Взрослый выбирает любой предмет и начинает описывать его. Ребенок должен догадаться, о чем речь. «Оно несъедобное, делается из бумаги, интересное, бывает с картинками и без картинок». «Другой предмет – съедобный, желтый, овальный, кислый…». Затем игроки меняются, и ребенок загадывает предмет.
«Так бывает или нет?»
Взрослый описывает какую-либо ситуацию, а ребенок должен внимательно слушать взрослого и сказать, бывает так в жизни или нет, и объяснить, почему. Например: «Летом, когда солнце ярко светило, ребята вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься». Ребенок должен отметить: «Так не бывает, потому что летом снега нет». Другой вариант: «Наступила зима. Выпало много снега. Ребята оделись и вышли играть в снежки». Ответ ребенка: «Так бывает. Зимой можно играть в снежки».
«Распространи предложение»
Ребенку предлагается закончить начатое предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например: «Дети идут … (Куда? Зачем)». Или более усложнённый вариант: “Дети идут в школу, чтобы…»
«Если бы»
Взрослый предлагает ребенку пофантазировать на такие темы, как:
- Если бы я был волшебником, то …
- Если бы я стал невидимым, то …
- Если весна не наступит никогда, то…
«Закончи сказку»
Взрослый рассказывает начало сказки или рассказа, а ребенку даётся задание продолжить или придумать концовку.
Если сказка не самостоятельно придумана взрослым, и ребенку известна, заканчивать ее, как в оригинале, нельзя!
«Профессии»
Ребенку необходимо составить предложение по картине об обязанностях человека данной профессии. Например, «Шофер водит машину»; «Строитель строит дом»; «Учитель учит детей в школе».
«Почини предложение»
Оборудование: заранее заготовленные взрослым деформированные фразы, в которых слова - существительные в именительном падеже, глаголы - в начальной форме.
Взрослый читает слова, а ребенок должен так их переставить и изменить, чтобы получилось нормальное предложение.
Например, «Мама, ваза, конфеты, класть» в «Мама кладет конфеты в вазу»; «Муха, на, стекло, сидеть» - «Муха сидит на стекле»; «Я, книга, читать, интересная» - «Я читаю интересную книгу».
«Моя семья»
Оборудование: сюжетные картинки с изображением членов семьи в различных ситуациях.
Взрослый показывает картинку и спрашивает ребенка: «Кто это? Что делает?» Ребенок должен ответить полным предложением.
Например, «Мама стирает белье (готовит еду, читает книгу, играет с детьми и т. д.). Папа чистит ковер (чинит кран, играет в шахматы, смотрит телевизор и т. д.)».
«Где спрятана игрушка»
Взрослый прячет игрушку где-либо на площадке или в комнате и дает ребенку словесную инструкцию, как ее найти. Например: «Встань лицом к шкафу, сделай три шага влево, поищи куклу на полке, между мишкой и матрешкой» Или: «Дойди прямо до дерева, обойди его и под кустом найдешь машинку. Ребенок должен выполнить заданные действия, найти спрятанный предмет и ответить полным предложением, где находилась игрушка: «Кукла была на полке между мишкой и матрешкой». «Машинка лежала под кустом».
«Маленькое нужное слово»
Взрослый дает ребенку небольшие поручения, намеренно пропуская предлоги. Он должен по смыслу догадаться, какого маленького слова здесь не хватает. Например: «Положи куклу (в) коляску. Книга лежит (в) ящике. Кошка спряталась (под) кровать». По мере тренировки можно предложить ребенку составить предложения с маленьким словом по картинке.
«Составь рассказ»
Взрослый предлагает рассмотреть сюжетные картинки, разложить их по порядку и придумать по ним рассказ. На начальном этапе взрослый может задавать ребенку наводящие вопросы - начинать предложение, а ребенок будет его заканчивать. Также взрослый помогает ребенку с использованием начальных, вводных и заключительных оборотов, придумыванием названия к составленному рассказу. По мере тренировки ребенок может быть более самостоятельным: работать без наводящих вопросов, проявить фантазию, объясняя причины того или иного поступка героев.
Нарушение звукопроизношения и его коррекция
С неправильным произношением звуков у детей мы встречаемся очень рано, уже в 2-4 года. Однако в этом возрасте чаще всего наблюдаются возрастные (физиологические) нарушения звукопроизношения, обусловленные тем, что в силу малого возраста у ребенка еще недостаточно развит речевой (фонематический) слух и артикуляционный аппарат. Эти особенности произношения исчезают самостоятельно, если взрослые, разговаривая с малышом, дают ему правильные образцы речи; если дома и в детском саду осуществляется весь комплекс мероприятий по укреплению здоровья детей, когда проводится систематическая работа по развитию речи ребенка.
Однако и в раннем возрасте, и позднее, в старшем дошкольном возрасте, могут встречаться случаи патологического нарушения звукопроизношения, характеризующиеся стойкостью неправильного употребления звуков. Такие нарушения самостоятельно не исчезают, и, при отсутствии логопедической коррекции, остаются с человеком на всю жизнь.
Эти нарушения могут быть обусловлены как нарушениями речевого слуха, артикуляционного аппарата, так и расстройствами нейродинамики (недостаточной дифференцировкой возбудительного и тормозного процессов в коре головного мозга), несформированностью межанализаторных связей.
Нарушения звукопроизношения являются самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста. Обычно нарушаются следующие группы звуков:
свистящие – С, СЬ, З, ЗЬ, Ц
шипящие — Ш, Ж, Ч, Щ
сонорные – Л, ЛЬ, Р, РЬ
заднеязычные – К, КЬ Г, ГЬ, Х, ХЬ
переднеязычные – Т, ТЬ, Д, ДЬ
звонкие согласные
мягкие согласные
У некоторых детей нарушается только одна группа звуков, и такое нарушение звукопроизношения определяется как простое или мономорфное.
У других детей нарушаются одновременно две или более группы звуков. Такое нарушение звукопроизношения определяется как сложное или полиморфное.
В любой из перечисленных групп различают три формы нарушения звуков:
· искаженное произношение звука: например, горловой (так называемый «картавый») звук Р.
· отсутствие звука в речи ребенка: например, ребенок произносит коова вместо корова.
· замена одного звука другим: колова, койова.
Кроме видов и форм нарушения звукопроизношения, существуют три уровня нарушения:
· полное неумение произнести звук
· правильное произношение изолированного звука, но искажение или пропуск его в спонтанной речи, т,е, недостаточная автоматизация звука
· смешивание звука в речевом потоке с другим, близким по артикуляции или звучанию, т.е. нарушение дифференциации звуков
Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики. При этом дети не могут правильно выполнять движения языком, губами, в результате чего звук искажается. Иногда причина кроется в индивидуальном строении артикуляционного аппарата (нарушение прикуса, укороченная подъязычная связка). В этих случаях необходимо вмешательство ортодонта.
Причина замены звуков обычно заключается в недостаточной сформированности фонематического слуха или в его нарушениях, в результате чего дети не слышат разницы между звуками, близкими по звучанию.
Бывает, что у ребенка звуки одной группы заменяются, а звуки другой группы искажаются.
Знание видов, форм и уровня нарушения звукопроизношения помогает логопеду определить методику и характер коррекционной работы с детьми.
Задачей работы логопедической группы в ДОУ является комплексное логопедическое воздействие и сопровождение ребенка в детском саду. Деятельность лого.группы предполагает системное воздействие , состоящее из нескольких взаимосвязанных этапов: диагностического, коррекционного и оценочно-контрольного.
Во время диагностического этапа каждый ребенок проходит индивидуальное логопедическое обследование, где логопед получает представление о состоянии речевой деятельности ребенка и составляет перспективный план коррекционной работы.
Коррекционный этап включает в себя постановку нарушенных звуков, их автоматизацию и дифференциацию. Параллельно с этим решаются задачи, связанные с формированием и развитием фонематического восприятия и лексико-грамматического строя речи. Занятия проводятся как индивидуально, так и небольшими подгруппами из 2-4 детей со схожими по структуре дефектами звукопроизношения. После постановки звука наступает этап его автоматизации в слогах, словах, фразах, стихах и текстах. Продолжительность постановки звуков и их автоматизации может быть различной, и зависит от сложности нарушения.
По окончании коррекционного этапа ребенок переходит в группу динамического наблюдения, т.е. наступает оценочно-контрольный этап, во время которого логопедом и воспитателями отслеживается процесс автоматизации звука в разговорной речи.
Несмотря на то, что большую часть дня современный ребенок находится в детском саду, первостепенное влияние на его развитие все-таки оказывает семья. И эффективность коррекционного процесса во многом зависит от позиции, которую занимают родители. К сожалению, на практике часто встречаются два крайних варианта отношения к вопросу коррекции звукопроизношения:
1 – пренебрежительное отношение к качеству речи ребенка, зачастую граничащее с игнорированием рекомендаций логопеда;
2 – завышенные требования к качеству речи ребенка на этапе, когда звук еще находится в процессе автоматизации.
И то, и другое не способствует закреплению правильного звукопроизношения и значительно замедляет весь процесс коррекции. В помощь родителям для каждого ребенка необходимо подбирать индивидуальный речевой материал для закрепления отработанного на занятиях звука и рекомендации логопеда родителям. Систематическое игнорирование родителями требований логопеда, немотивированные пропуски занятий существенно снижают качество и скорость исправления нарушений звукопроизношения у детей.
Нарушения звукопроизношения требуют оказания ребенку специальной помощи, и от ее своевременности и совместной деятельности логопеда, воспитателей и родителей будет зависеть успешная подготовка ребенка к обучению в школе.