Виноградова Любовь Александровна

16.04.2025

Консультация для родителей на тему:

«Необходимость развития речевого дыхания»

Дошкольный возраст - решающий этап в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, стертой формой дизартрии, моторной, сенсорной алалией, заиканием, ринолалией. В связи с этим в последние годы среди логопедов получила широкое применение здоровьесберегающая практика.

Чтобы научить ребенка правильно и четко говорить, владеть голосом, нужно, прежде всего, научить его правильно дышать.

Упражнения для развития правильного речевого дыхания.

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Речевое дыхание, в отличие от физиологического (жизненного), является произвольным.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Послушайте, как дышит ваш ребенок, не затруднено ли у него носовое дыхание, не приходится ли ребенку держать рот открытым?

Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно – сосудистых заболеваний.

Существует множество несовершенств речевого дыхания:

  • неумение рационально использовать выдох;
  • речь на вдохе;
  • неполное возобновление запаса воздуха.

Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто эти дошкольники недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Обратная ситуация у дошкольников, имеющих укороченный выдох – они говорят фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз. Качество речи, ее громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания.

В логопедической работе широко используется игровой метод, который предполагает использование различных игр.

При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблюдать следующие требования:

  • не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;
  • температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С;
  • одежда не должна стеснять движений;
  • не заниматься сразу после приема пищи;
  • не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.

Рекомендуется начать с непроизвольных для ребенка игровых упражнений:

  • дутье через соломку в стакан с водой;
  • надувание воздушных шаров;
  • дутье на разноцветные вертушки;
  • игра на духовых музыкальных инструментах, например, дудочке;
  • пускание мыльных пузырей;
  • дутье на одуванчики весной.

Упражнения могут выполняться в исходном положении лежа, сидя, стоя, а также в сочетании с движениями и речью.

«Поем песенку»

Вдохнуть воздух через нос, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук «а» (сочетания звуков ау, ауи и т. д.). Выдох контролируется ладонью.

«Немое кино»

Логопед показывает беззвучную артикуляцию гласного звука (сочетаний двух-трех гласных звуков). Ребенку предлагается озвучить немую артикуляцию, произнести звук на длительном выдохе.

«Топор»

Ребенку предлагается поставить ноги на ширину плеч, сцепить пальцы рук «замком» и опустить руки вниз. Быстро поднять руки - вдохнуть, наклониться вперед, медленно опуская руки, произнести «ух» на длительном выдохе.

«Зоопарк»

Каждый ребенок исполняет роль какого-либо животного. Логопед совершает экскурсию по зоопарку, называет животное, ребенок в ответ делает соответствующее звукоподражание на длительном выдохе. Выдох контролируется ладонью.

«Ворона»

Ребенку предлагается быстро поднять руки через стороны вверх - сделать вдох, медленно опустить руки - длительный выдох с произнесением звукоподражания «кар».

Аналогичным образом можно использовать другие звукоподражания (например, гуси - произнести на выдохе «га – га - га» (го, гы), корова - произнести на выдохе «му», кошка - «мяу» и т. д.).

«В лесу»

Логопед ищет потерявшихся в лесу детей, называя их по имени. Ребенку предлагается, услышав свое имя, сложить руки рупором и длительно, звучно произнести «ay!». Затем речевой материал усложняется: для произнесения предлагаются фразы «Оля, ау!», «Миша, где ты?», «Я здесь!» и т.д., которые должны быть произнесены ребенком на одном выдохе.

«Задуй свечку»

Дети держат полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Детям предлагается медленно и тихо подуть на «свечу» так, чтобы пламя «свечи» отклонилось. Логопед отмечает тех детей, кто дольше всех дул на «свечу».

«Лопнула шина»

Исходное положение: дети разводят руки перед собой, изображая круг — «шину». На выдохе дети произносят медленно звук «ш-ш-ш». Руки при этом медленно скрещиваются, так что правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Грудная клетка в момент выдоха легко сжимается. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

«Накачать шину»

Детям предлагают накачать «лопнувшую шину». Дети «сжимают» перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку «насоса». Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук «с-с-с». При выпрямлении вдох производится непроизвольно.

«Воздушный шар»

Выполнение упражнения аналогично упражнению «Лопнула шина», но во время выдоха дети произносят звук «ф-ф-ф».

«Жук жужжит»

Исходное положение: руки поднять в стороны и немного отвести назад, словно крылья. Выдыхая, дети произносят «ж-ж-ж», опуская руки вниз. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

«Комарик»

Исходное положение: сесть, ногами обхватив ножки стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик — «з-з-з»; быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох — и поворот в другую сторону.

 Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений.

Дошкольник, освоивший правильное дыхание, нуждается в постоянном контроле и наблюдении за правильностью его дыхания. Отсюда необходимость постоянного повторения дыхательных упражнений для закрепления навыков правильного физиологического и речевого дыхания. Все упражнения достаточно просты и не требуют специальной подготовки от родителей. За счет постановки правильного дыхания, быстро и эффективно преодолеваются речевые нарушения. Сокращается время для постановки и автоматизации речевых звуков, речь становится более четкой и внятной.

IMG_20250318_174722_910 IMG-20250410-WA0035

 

11.03.2025 

Логоритмические упражнения / пальчиковые игры – это не только простой и быстрый способ развлечь ребенка, но и занятие, которое имеет колоссальный развивающий потенциал.

Специалисты отмечают, что дети, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее начинают говорить, писать, а также отличаются хорошей памятью и вниманием.

Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека, поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.

✔ Развиваемся играя

✔ Играем дома с мамой 

ОСЕНЬ

      

ЗИМА

ВЕСНА

 

16.12.2024
В декабре для родителей группы «Непоседы» Любовь Александровна провела мастер-класс «Логоритмика в жизни детей», познакомила родителей с одним из методов преодоления речевых нарушений – логоритмикой, с ее целями, методами и средствами.

Логоритмика

Логоритмика («логопедическая ритмика») — физические упражнения, задания и игры, которые сопровождаются сочетанием музыки, слов и движений.

Польза от занятий логоритмикой:

  • Сочетание ритмических движений с голосовым сопровождением (пением, стихами, подвижными играми) способствует развитию речевого центра головного мозга, т.е. устраняет недостатки речи.
  • Помогает детям ориентироваться в пространстве и координировать свои движения во взаимосвязи с речью и музыкой.
  • Улучшает общую и мелкую моторику.
  • Снимает психоэмоциональное напряжение.
  • Учит правильному речевому дыханию.
  • Совершенствует фонематический слух.
  • Развивает творческие способности: выбрав образ, дети учится перевоплощаться и выразительно двигаться.

фото занятий 1 фото занятий 2

12.11.2024

В начале ноября в группе «Солнышко» был проведен мастер-класс для родителей «Логоритмика в жизни детей».  Любовь Александровна познакомила родителей с одним из методов преодоления речевых нарушений – логоритмикой, с ее целями, методами и средствами.

В последнее время детей с нарушениями речи с каждым годом становится все больше, это влияет на качественную подготовку дошкольников к школе, так как в дальнейшем они будут испытывать определенные трудности в овладении письмом и чтением.

Одним из методов преодоления речевых нарушений является логопедическая ритмика (логоритмика). Это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

Логоритмика связывает воедино слово, музыку и движения.

Занятия логоритмикой способствуют:

• формированию двигательных умений и навыков, формирует правильную осанку, походку, способствуют развитию силы и ловкости, выносливости, координации движений, ориентировки в пространстве.

• развитию дыхания, моторных функций, слухового и зрительного внимания, памяти, мимики лица.

• развитию чувства ритма и темпа.

Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека, поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.

04.10.2024 

Крупная моторика у детей: почему её надо развивать в первую очередь?

Все родители знают о важности развития у ребёнка мелкой моторики и уделяют этому навыку повышенное внимание. Однако для гармоничного развития ребёнка и подготовки его тела к учебным нагрузкам в школе в первую очередь надо заниматься крупной моторикой.

Под крупной моторикой понимаются разнообразные движения рук, ног, тела. Другими словами, это любая физическая активность человека, связанная с перемещением тела в пространстве и выполняемая за счёт работы крупных мышц тела. Это поддержание положения сидя или стоя, бег, прыжки, ходьба и даже навыки ухода за собой, когда, например, для надевания брюк надо некоторое время удерживаться на одной ноге.

К навыкам крупной моторики относится и зрительно-моторная координация, которая необходима для взаимодействия с различными предметами. Типичный пример – умение бросать/ ловить/ вести мяч или выполнять такое упражнение, как «Бой мяча».

Более того, крупная моторика лежит в основе физического и умственного развития ребёнка. Она выступает в качестве фундамента, на который в дальнейшем «надстраиваются» более сложные и тонкие навыки мелкой моторики.

Так происходит потому, что крупная моторика:

  • отвечает за укрепление мышц и суставов, гибкость и подвижность тела;
  • оказывает прямое влияние на развитие вестибулярного аппарата;
  • помогает ребёнку адаптироваться в социальной среде;
  • влияет на развитие навыков чтения и письма и в целом интеллектуальных способностей ребёнка.

От развития крупной моторики у детей зависит выносливость к монотонным нагрузкам, то есть способность в течение длительного времени сохранять концентрацию внимания на уроках и спокойно сидеть за партой. Поэтому дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности и не могут контролировать своё тело, ведь у них просто не развита крупная моторика!

Важно! От развития навыков крупной моторики напрямую зависит качество почерка и в целом обучаемость ребёнка. Потому что для разборчивого и ровного почерка нужно иметь крепкие и развитые мышцы рук, уметь поддерживать правильную осанку при письме и чтении.

Как понять, что у ребёнка не развита крупная моторика?

Основные признаки:

  • сложности с управлением своим телом, то есть ребёнок не может контролировать движения рук и ног, ему трудно спокойно стоять даже в течение нескольких минут. Самый простой тест – предложите ребёнку выполнить упражнение «Бой мяча». Дети с неразвитой крупной моторикой не продержатся и 30 секунд при его выполнении;
  • проблемы с повседневным уходом за собой: самостоятельное одевание, сложности с овладением столовыми приборами;
  • невозможность долго сидеть неподвижно за столом/ партой;
  • общая неуклюжесть: ребёнок часто падает, спотыкается, врезается в других людей;
  • низкое ресурсное состояние, что проявляется в апатичности, медленном реагировании на раздражители;
  • трудности с манипулированием предметами, например, игрушками, посудой;
  • плохая артикуляция звуков;
  • отказ от участия в подвижных играх, где требуются ловкость, хорошая реакция, выполнение сложных и разноплановых движений.

Упражнения для развития крупной моторики

Остановимся опять же на тех упражнениях, которые ориентированы на дошкольников и школьников, а не малышей в возрасте до трёх лет. Потому что упражнения для малышей преследуют совершенно другую цель – знакомство со своим телом. А школьникам надо в короткие сроки преодолеть проблемы с крупной моторикой и тем самым улучшить ситуацию с обучением.

Основные рекомендации для занятий по развитию крупной моторики:

- надо подбирать упражнения, построенные на движениях, где предполагается перекрещивание рук и ног. Во время их выполнения повышается уровень согласованности в работе полушарий мозга и обеспечивается его правильная стимуляция;

- развитие ловкости, что позволит научиться ребёнку чередовать напряжение и расслабление отдельных групп мышц;

- упражнения на крупную моторику рекомендуется выполнять в статистических позах, так как они позволяют научиться регулировать процессы возбуждения и торможения, чувствовать и контролировать движения собственного тела;

- особое внимание надо уделять растяжке. Её задача заключается в подготовке мышц к физическим нагрузкам, повышению их эластичности мышц. Растяжка обеспечивает плавность движений, помогает улучшить осанку и манеру двигаться, снижает утомляемость, повышает иннервацию мышц тела;

- соблюдение правильной техники дыхания. Желательно, чтобы ребёнок овладел техникой речевого дыхания: вдох через нос и продолжительный выдох через рот. Потому что на выдохе мы говорим, читаем и пишем с проговариванием. К тому же правильное речевое дыхание – это один из лучших способов снять стресс и восстановить равновесие нервной системы в максимально короткие сроки.

Как видно, для развития крупной моторики акцент надо делать на физические упражнения, которые активно стимулируют мозг, помогают ребёнку развить выносливость к монотонным занятиям, силу воли, навыки самодисциплины, саморегуляции и самоконтроля.

 

 

 

22.04.2024        ЗДОРОВЬЕ В НАШИХ РУКАХ. ИЛИ ЧЕМ ПОЛЕЗЕН МАССАЖ СУ-ДЖОК.

   Кольца, напоминающие резинки-пружины для волос, служат для массажа точек на пальцах, а вот с помощью мячиков воздействуют на биологически активные участки ладоней и ступней ног.
Техника массажа проста в исполнении: если это мячик, то его кладут на ладонь, закрывают второй, а затем катают по часовой, а потом против часовой стрелки, также его подбрасывают и ловят. Мячик еще рекомендуют сильно сжимать и разжимать.
   Кольцами же делают массаж каждого пальца отдельно, надевают поочередно на каждый палец, и медленно прокатывают снизу-вверх, применяя силу.
   Детям дошкольного возраста присуща быстрая утомляемость, потеря интереса к различным видам деятельности, быстрая переключаемость внимания. Использование мячиков Су-Джок помогает справиться с данными проблемами, ведь их можно легко включить в образовательный или игровой процесс, данный вид массажа оказывает на ребенка терапевтический и релаксационный эффект.
   Привлекает детей такой мячик яркостью, простотой использования, интересным внешним видом.
Помимо эмоциональной разгрузки, массаж Су-Джок положительно влияет на мелкую моторику рук ребенка, развитие которой так важно для становления правильной и красивой речи, а также, письма в будущем, ведь речевой центр в головном мозге находится именно рядом с зоной, отвечающей за мелкие дифференцированные движения рук.
И. Кант писал: «Рука – это своего рода внешний мозг!».
 

19.03.2024     Логоритмическое упражнение "Часики"

31.01.2024                      О пользе пальчиковой гимнастики

Пальчиковые игры – это не только веселое, но и чрезвычайно полезное занятие для детей. Они способствуют:

  • Развитию мелкой моторики, а значит и речи;
  • Развитию координации движений;
  • Подготовке руки к письму;
  • Расширению словарного запаса;
  • Развитию внимания, памяти, воображения;
  • Снятию эмоционального и умственного напряжения;
  • Установлению контакта между ребенком и взрослым.

Общие рекомендации для родителей:

  • Перед игрой создайте позитивный настрой;
  • Игра должна приносить удовольствие и вам и ребенку;
  • Дайте ребенку простую инструкцию по возрасту (объясните, что он должен повторять движения за вами или играть с пальчиками самостоятельно, сопровождая действия речью);
  • Не старайтесь выучить как можно больше пальчиковых игр («лучше меньше, да лучше»);
  • Желательно разучивать движения сначала правой рукой, а затем левой. Когда ребенок будет достаточно подготовлен, можно выполнять движения двумя руками одновременно.

Пальчиковые игры – это не только простой и быстрый способ развлечь ребенка, но и занятие, которое имеет колоссальный развивающий потенциал. Специалисты отмечают, что дети, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее начинают говорить, писать, а также отличаются хорошей памятью и вниманием.

Пальчиковая гимнастика Зима

«Логоритмика - средство коррекции речевых нарушений у дошкольников»

Человечество давно заметило, что развитие психомоторики у человека нераздельно связано с развитием его моторики. Говоря упрощенно, осознанное владение человека своим телом, умение пользоваться его основными функциями не может быть развито без простых двигательных (моторных) упражнений. К таким функциям относится и речь человека. Вот почему становится понятной связь между двигательной активностью и развитием речи человека.

Для маленького ребенка развитие двигательных функций является первым этапом в процессе познания окружающего его мира. На этом этапе человек учится управлять своим телом. И еще какой-то период (условно говоря, пока он находится в детском саду) ребенок сочетает интеллектуальное познание мира с привычным ему непосредственным изучением мира через физические ощущения.

Логоритмика строится именно на этом факте, сочетая ритмические упражнения, музыкальную составляющую, развивая мелкую моторику. Всё это позволяет исправить нарушения речи и повысить навыки коммуникации у детей.

Логоритмика для детей — особое направление в логопедии. Само название данного метода является составным словом, которое является сокращением термина «логопедическая ритмика». Как следует из названия, логоритмика занимается вопросами коррекции речи при помощи ритмических инструментов. Этими инструментами могут быть: слово; музыка; движение (танец); игра на музыкальных инструментах.

Методика включает в себя упражнения, игры и задания, направленные на развитие логического, образного и ассоциативного мышления, зрительного восприятия, моторики, памяти и внимания. Сами занятия часто проводятся с музыкальным сопровождением, что делает процесс обучения более занимательным и увлекательным. Помимо исправления нарушений речи и артикуляции, логоритмика: развивает речевые навыки и коммуникативные навыки;  повышает мотивацию к общению; помогает ребенку успешнее адаптироваться в обществе.

Упражнения по логоритмике включают в себя: игровые задания; исполнение песен;  чтение стихов; упражнения на развитие речи и интеллекта;  упражнения для тренировки мелкой моторики и координации движений.

Заниматься логоритмикой можно как индивидуально, так и в группе. Уровень сложности упражнений подбирается в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей ребенка. Ритмические упражнения вырабатывают у ребенка правильное дыхание, которое помогает ему правильно выговаривать звуки и слова, а также вырабатывает у него уверенность при произнесении сложных сочетаний и длинных фраз.

Пальчиковая гимнастика – это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого, пальчиковая гимнастика способствует развитию: осязательных ощущений; координации движений пальцев и рук; творческих способностей дошкольников.

Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Чаще всего используются следующие виды упражнений: массаж; действия с предметами или материалами; пальчиковые игры.

Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого?  необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.

Валеологическая песенка с оздоровительным массажем

 «Доброе утро» (сл. и муз. О Арсеневской).

Валеологические песенки поднимают настроение, улучшают эмоциональный климат на занятии.

Важно, чтобы каждое упражнение имело интересное содержание или игровой момент и могло увлечь ребёнка.

Эмоциональность и выразительность педагога при показе также необходимы, гак как они облегчают подражание и эмоционально заряжают детей.

Эти песенки построены на коротких, повторяющихся мелодиях. Они развивают чувство темпа и ритма. Учат сочетать текст с движениями и музыкой.

Разучивание  можно сопровождать звучащими жестами (хлопками, щелчками, притопами, звуками шумовых инструментов; использовать элемент пальчиковой гимнастики.

1 2 3 4 5 6

Мастер-класс для родителей с детьми по опытно-экспериментальной деятельности_page-0001 Мастер-класс для родителей с детьми по опытно-экспериментальной деятельности_page-0002 Мастер-класс для родителей с детьми по опытно-экспериментальной деятельности_page-0003 Мастер-класс для родителей с детьми по опытно-экспериментальной деятельности_page-0004

Экологические игры_page-0001 Экологические игры_page-0002 Экологические игры_page-0003

4 группа _page-0001 4 группа _page-0002 4 группа _page-0003