Виноградова Любовь Александровна

 

12.11.2024

В начале ноября в группе «Солнышко» был проведен мастер-класс для родителей «Логоритмика в жизни детей».  Любовь Александровна познакомила родителей с одним из методов преодоления речевых нарушений – логоритмикой, с ее целями, методами и средствами.

В последнее время детей с нарушениями речи с каждым годом становится все больше, это влияет на качественную подготовку дошкольников к школе, так как в дальнейшем они будут испытывать определенные трудности в овладении письмом и чтением.

Одним из методов преодоления речевых нарушений является логопедическая ритмика (логоритмика). Это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

Логоритмика связывает воедино слово, музыку и движения.

Занятия логоритмикой способствуют:

• формированию двигательных умений и навыков, формирует правильную осанку, походку, способствуют развитию силы и ловкости, выносливости, координации движений, ориентировки в пространстве.

• развитию дыхания, моторных функций, слухового и зрительного внимания, памяти, мимики лица.

• развитию чувства ритма и темпа.

Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека, поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.

04.10.2024 

Крупная моторика у детей: почему её надо развивать в первую очередь?

Все родители знают о важности развития у ребёнка мелкой моторики и уделяют этому навыку повышенное внимание. Однако для гармоничного развития ребёнка и подготовки его тела к учебным нагрузкам в школе в первую очередь надо заниматься крупной моторикой.

Под крупной моторикой понимаются разнообразные движения рук, ног, тела. Другими словами, это любая физическая активность человека, связанная с перемещением тела в пространстве и выполняемая за счёт работы крупных мышц тела. Это поддержание положения сидя или стоя, бег, прыжки, ходьба и даже навыки ухода за собой, когда, например, для надевания брюк надо некоторое время удерживаться на одной ноге.

К навыкам крупной моторики относится и зрительно-моторная координация, которая необходима для взаимодействия с различными предметами. Типичный пример – умение бросать/ ловить/ вести мяч или выполнять такое упражнение, как «Бой мяча».

Более того, крупная моторика лежит в основе физического и умственного развития ребёнка. Она выступает в качестве фундамента, на который в дальнейшем «надстраиваются» более сложные и тонкие навыки мелкой моторики.

Так происходит потому, что крупная моторика:

  • отвечает за укрепление мышц и суставов, гибкость и подвижность тела;
  • оказывает прямое влияние на развитие вестибулярного аппарата;
  • помогает ребёнку адаптироваться в социальной среде;
  • влияет на развитие навыков чтения и письма и в целом интеллектуальных способностей ребёнка.

От развития крупной моторики у детей зависит выносливость к монотонным нагрузкам, то есть способность в течение длительного времени сохранять концентрацию внимания на уроках и спокойно сидеть за партой. Поэтому дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности и не могут контролировать своё тело, ведь у них просто не развита крупная моторика!

Важно! От развития навыков крупной моторики напрямую зависит качество почерка и в целом обучаемость ребёнка. Потому что для разборчивого и ровного почерка нужно иметь крепкие и развитые мышцы рук, уметь поддерживать правильную осанку при письме и чтении.

Как понять, что у ребёнка не развита крупная моторика?

Основные признаки:

  • сложности с управлением своим телом, то есть ребёнок не может контролировать движения рук и ног, ему трудно спокойно стоять даже в течение нескольких минут. Самый простой тест – предложите ребёнку выполнить упражнение «Бой мяча». Дети с неразвитой крупной моторикой не продержатся и 30 секунд при его выполнении;
  • проблемы с повседневным уходом за собой: самостоятельное одевание, сложности с овладением столовыми приборами;
  • невозможность долго сидеть неподвижно за столом/ партой;
  • общая неуклюжесть: ребёнок часто падает, спотыкается, врезается в других людей;
  • низкое ресурсное состояние, что проявляется в апатичности, медленном реагировании на раздражители;
  • трудности с манипулированием предметами, например, игрушками, посудой;
  • плохая артикуляция звуков;
  • отказ от участия в подвижных играх, где требуются ловкость, хорошая реакция, выполнение сложных и разноплановых движений.

Упражнения для развития крупной моторики

Остановимся опять же на тех упражнениях, которые ориентированы на дошкольников и школьников, а не малышей в возрасте до трёх лет. Потому что упражнения для малышей преследуют совершенно другую цель – знакомство со своим телом. А школьникам надо в короткие сроки преодолеть проблемы с крупной моторикой и тем самым улучшить ситуацию с обучением.

Основные рекомендации для занятий по развитию крупной моторики:

- надо подбирать упражнения, построенные на движениях, где предполагается перекрещивание рук и ног. Во время их выполнения повышается уровень согласованности в работе полушарий мозга и обеспечивается его правильная стимуляция;

- развитие ловкости, что позволит научиться ребёнку чередовать напряжение и расслабление отдельных групп мышц;

- упражнения на крупную моторику рекомендуется выполнять в статистических позах, так как они позволяют научиться регулировать процессы возбуждения и торможения, чувствовать и контролировать движения собственного тела;

- особое внимание надо уделять растяжке. Её задача заключается в подготовке мышц к физическим нагрузкам, повышению их эластичности мышц. Растяжка обеспечивает плавность движений, помогает улучшить осанку и манеру двигаться, снижает утомляемость, повышает иннервацию мышц тела;

- соблюдение правильной техники дыхания. Желательно, чтобы ребёнок овладел техникой речевого дыхания: вдох через нос и продолжительный выдох через рот. Потому что на выдохе мы говорим, читаем и пишем с проговариванием. К тому же правильное речевое дыхание – это один из лучших способов снять стресс и восстановить равновесие нервной системы в максимально короткие сроки.

Как видно, для развития крупной моторики акцент надо делать на физические упражнения, которые активно стимулируют мозг, помогают ребёнку развить выносливость к монотонным занятиям, силу воли, навыки самодисциплины, саморегуляции и самоконтроля.

 

 

 

22.04.2024        ЗДОРОВЬЕ В НАШИХ РУКАХ. ИЛИ ЧЕМ ПОЛЕЗЕН МАССАЖ СУ-ДЖОК.

   Кольца, напоминающие резинки-пружины для волос, служат для массажа точек на пальцах, а вот с помощью мячиков воздействуют на биологически активные участки ладоней и ступней ног.
Техника массажа проста в исполнении: если это мячик, то его кладут на ладонь, закрывают второй, а затем катают по часовой, а потом против часовой стрелки, также его подбрасывают и ловят. Мячик еще рекомендуют сильно сжимать и разжимать.
   Кольцами же делают массаж каждого пальца отдельно, надевают поочередно на каждый палец, и медленно прокатывают снизу-вверх, применяя силу.
   Детям дошкольного возраста присуща быстрая утомляемость, потеря интереса к различным видам деятельности, быстрая переключаемость внимания. Использование мячиков Су-Джок помогает справиться с данными проблемами, ведь их можно легко включить в образовательный или игровой процесс, данный вид массажа оказывает на ребенка терапевтический и релаксационный эффект.
   Привлекает детей такой мячик яркостью, простотой использования, интересным внешним видом.
Помимо эмоциональной разгрузки, массаж Су-Джок положительно влияет на мелкую моторику рук ребенка, развитие которой так важно для становления правильной и красивой речи, а также, письма в будущем, ведь речевой центр в головном мозге находится именно рядом с зоной, отвечающей за мелкие дифференцированные движения рук.
И. Кант писал: «Рука – это своего рода внешний мозг!».
 

19.03.2024     Логоритмическое упражнение "Часики"

31.01.2024                      О пользе пальчиковой гимнастики

Пальчиковые игры – это не только веселое, но и чрезвычайно полезное занятие для детей. Они способствуют:

  • Развитию мелкой моторики, а значит и речи;
  • Развитию координации движений;
  • Подготовке руки к письму;
  • Расширению словарного запаса;
  • Развитию внимания, памяти, воображения;
  • Снятию эмоционального и умственного напряжения;
  • Установлению контакта между ребенком и взрослым.

Общие рекомендации для родителей:

  • Перед игрой создайте позитивный настрой;
  • Игра должна приносить удовольствие и вам и ребенку;
  • Дайте ребенку простую инструкцию по возрасту (объясните, что он должен повторять движения за вами или играть с пальчиками самостоятельно, сопровождая действия речью);
  • Не старайтесь выучить как можно больше пальчиковых игр («лучше меньше, да лучше»);
  • Желательно разучивать движения сначала правой рукой, а затем левой. Когда ребенок будет достаточно подготовлен, можно выполнять движения двумя руками одновременно.

Пальчиковые игры – это не только простой и быстрый способ развлечь ребенка, но и занятие, которое имеет колоссальный развивающий потенциал. Специалисты отмечают, что дети, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее начинают говорить, писать, а также отличаются хорошей памятью и вниманием.

Пальчиковая гимнастика Зима

«Логоритмика - средство коррекции речевых нарушений у дошкольников»

Человечество давно заметило, что развитие психомоторики у человека нераздельно связано с развитием его моторики. Говоря упрощенно, осознанное владение человека своим телом, умение пользоваться его основными функциями не может быть развито без простых двигательных (моторных) упражнений. К таким функциям относится и речь человека. Вот почему становится понятной связь между двигательной активностью и развитием речи человека.

Для маленького ребенка развитие двигательных функций является первым этапом в процессе познания окружающего его мира. На этом этапе человек учится управлять своим телом. И еще какой-то период (условно говоря, пока он находится в детском саду) ребенок сочетает интеллектуальное познание мира с привычным ему непосредственным изучением мира через физические ощущения.

Логоритмика строится именно на этом факте, сочетая ритмические упражнения, музыкальную составляющую, развивая мелкую моторику. Всё это позволяет исправить нарушения речи и повысить навыки коммуникации у детей.

Логоритмика для детей — особое направление в логопедии. Само название данного метода является составным словом, которое является сокращением термина «логопедическая ритмика». Как следует из названия, логоритмика занимается вопросами коррекции речи при помощи ритмических инструментов. Этими инструментами могут быть: слово; музыка; движение (танец); игра на музыкальных инструментах.

Методика включает в себя упражнения, игры и задания, направленные на развитие логического, образного и ассоциативного мышления, зрительного восприятия, моторики, памяти и внимания. Сами занятия часто проводятся с музыкальным сопровождением, что делает процесс обучения более занимательным и увлекательным. Помимо исправления нарушений речи и артикуляции, логоритмика: развивает речевые навыки и коммуникативные навыки;  повышает мотивацию к общению; помогает ребенку успешнее адаптироваться в обществе.

Упражнения по логоритмике включают в себя: игровые задания; исполнение песен;  чтение стихов; упражнения на развитие речи и интеллекта;  упражнения для тренировки мелкой моторики и координации движений.

Заниматься логоритмикой можно как индивидуально, так и в группе. Уровень сложности упражнений подбирается в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей ребенка. Ритмические упражнения вырабатывают у ребенка правильное дыхание, которое помогает ему правильно выговаривать звуки и слова, а также вырабатывает у него уверенность при произнесении сложных сочетаний и длинных фраз.

Пальчиковая гимнастика – это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого, пальчиковая гимнастика способствует развитию: осязательных ощущений; координации движений пальцев и рук; творческих способностей дошкольников.

Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Чаще всего используются следующие виды упражнений: массаж; действия с предметами или материалами; пальчиковые игры.

Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого?  необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.

Валеологическая песенка с оздоровительным массажем

 «Доброе утро» (сл. и муз. О Арсеневской).

Валеологические песенки поднимают настроение, улучшают эмоциональный климат на занятии.

Важно, чтобы каждое упражнение имело интересное содержание или игровой момент и могло увлечь ребёнка.

Эмоциональность и выразительность педагога при показе также необходимы, гак как они облегчают подражание и эмоционально заряжают детей.

Эти песенки построены на коротких, повторяющихся мелодиях. Они развивают чувство темпа и ритма. Учат сочетать текст с движениями и музыкой.

Разучивание  можно сопровождать звучащими жестами (хлопками, щелчками, притопами, звуками шумовых инструментов; использовать элемент пальчиковой гимнастики.

1 2 3 4 5 6

Мастер-класс для родителей с детьми по опытно-экспериментальной деятельности_page-0001 Мастер-класс для родителей с детьми по опытно-экспериментальной деятельности_page-0002 Мастер-класс для родителей с детьми по опытно-экспериментальной деятельности_page-0003 Мастер-класс для родителей с детьми по опытно-экспериментальной деятельности_page-0004

Экологические игры_page-0001 Экологические игры_page-0002 Экологические игры_page-0003

4 группа _page-0001 4 группа _page-0002 4 группа _page-0003