Березовская Наталья Викторовна
Здравствуйте, уважаемые родители, коллеги!
Рада приветствовать Вас на своей персональной страничке!
Надеюсь, что представленная информация будет интересна и полезна не только коллегам и родителям моих воспитанников и для всех, кому интересен мир детства.
Моё педагогическое кредо: «Любовь и уважение к детям могут сделать невероятное.»
Мой личный профессиональный девиз: «Мы с любовью относимся к ребенку, а он с радостью познает и с добром созидает.»
Принципы работы: «Любить детей, а как иначе, ведь это главная задача. И к каждому иметь подход, не может быть наоборот!»
Работаю над проблемами: «Поиск эффективных путей для сенсорного развития детей раннего возраста.»
Ранний возраст – уникальный период, обладающий яркими и выразительными особенностями. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. При чём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности. Моя задача создать благополучный микроклимат в группе, чтоб развивать познавательную сферу, развить движения и мелкую моторику, раскрыть творческий потенциал малышей.
02.10.2024
Упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение.
В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.
Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.
Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.
Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку
речевого выдоха
- Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
- Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых
- Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
- Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
- Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
- Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
- Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.
Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата
- Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
- Развиваем артикуляционные мышцы:
- Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
- Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
- Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
- «Лакаем молоко» как кошка.
- Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:
Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!
Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи
Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.
- Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:
Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Как-кап-кап ! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен)
2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».
3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».
4. Простукивание на бубне простых слов и имен.
5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».
6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:
- Топ-топ;
- Хлоп-хлоп;
- Прыг-прыг;
- Бип-бип (Нажимаем на носик)
- Туда-сюда (Повороты корпуса)
- Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)
Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие
пассивный словарь
- Прятки игрушек под платочком
- ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
- ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
- Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
- Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.
Пальчиковый массаж и пальчиковые игры
В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.
Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.
К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.
Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.
У детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.
Игры на развитие слухового восприятия
Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.
Игры на развитие слухового восприятия:
- Угадай, что звучит.
- Жмурки
- В какой руке звучало
- Быстро-медленно
- Громко-тихо
- Справа-слева (после 2 лет)
- Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)
Вкусные игры
- Облизываем губки – варенье, мед
- Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
- Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
- Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
- Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
- Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
- Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
- Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.
Тренировка «осознанного моторного планирования»
Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.
У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.
Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.
Что необходимо для развития навыка моторного планирования?
- Регулярность занятий
- Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы
- Выполнение по инструкции заданий.
Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.
Например:
- Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
- Использование двух рук сразу.
- Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
- Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит.д.).
- Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
- Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
- Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.
Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.
Буду рада, если вы поделитесь какие вы, используете упражнения для развития речи у малышей.
Консультация для родителей "Сенсорное развитие для детей раннего возраста"
Мамины переживания по поводу детского сада
В жизни каждой мамы наступает момент, когда ребенок поступает в детский сад!
До этого, круг его общения сводился к семье, ближайшим родственникам и друзьям родителей. Теперь он значительно расширится, в нем появятся новые взрослые и дети, новые правила, ему придется осваивать разные способы общения и взаимодействия, приспосабливаться и учиться, в общем, делать первые шаги в направлении к большому социальному миру.
Все это волнительно не только для маленького человека, но и для мамы, с которой все три года были практически неразлучны. Конечно, волнение мамы понятно, и это вполне нормально. Однако, бывают случаи, когда мама не просто испытывает легкое волнение, а находится в состоянии постоянного нервного напряжения от того, что придется отдавать ребенка в учреждение дошкольного образования. Одна мысль о том, что придется привести и оставить там своего малыша наводит тихий ужас.
Чем обусловлено эмоциональное напряжение родителей?
Причина первая: Сильная привязанность к ребенку
"Мы не разлучались с ним с рождения, он без меня не сможет", "как он там без меня" или "ему без меня будет очень плохо"
На самом деле это проекция. Ребенок сам не знает, как ему там будет, но мама за него уже все решила. В таком случае можно значительно усугубить адаптацию самого ребенка. Он будет считывать вашу тревогу и обязательно присвоит себе ощущение, что "без мамы я не могу, мне без мамы плохо". И вы оба будете страдать день за днем, пока мамина установка не изменится.
Такое часто случается, когда мама по разным причинам, находится с ребенком 24 часа в сутки, а если он и оставался где-либо без нее, то всего на пару часов и то редко. Да, он маленький, но уже и не младенец. Малыш многое умеет делать сам, а при помощи взрослого и того больше! Здесь важен подготовительный этап.
Начните водить ребенка на любые занятия, которые могут ему понравиться, но на которых возможно присутствие без мамы. Оставили и ушли.
Остается факт - он там без вас, вы не можете контролировать что там происходит, вы вне зоны видимости/досягаемости. Не стоит заходить и проверять как он там. Ваша задача отдать ребенка и полностью отпустить на эти пару часов. Привыкайте, что теперь у вас, кроме времени "вместе" будет время "порознь". И это нормально.
Упражнение.
Представьте ситуацию, что вы ведете своего малыша в детский сад и оставляете его там.
- Что вы чувствуете?
- За что переживаете больше всего?
- Что в детском саду может быть самым страшным и травматичным для вашего ребенка?
- Какова вероятность того, что это случится?
- Ответьте на вопрос, что я могу сделать для того, чтобы уменьшить свою тревогу? Что бы мне помогло успокоиться и принять тот факт, что мой ребенок пойдет в детский сад?
- Допускаете ли вы мысль о том, что вашему ребенку может быть весело и интересно с другими взрослыми?
Постарайтесь ответить на эти вопросы спокойно, по очереди, желательно письменно или кому-то вслух. Очень часто во время таких рассуждений ответы приходят сами собой, как озарение.
И, наконец, хочется сказать, что дети очень гибкие и быстро приспосабливаются к новой ситуации. Будьте уверены и последовательны. Вы не бросаете, не предаете своего ребенка, а отпускаете в новый, интересный и увлекательный мир. А еще, вы всегда рядом, чтобы помочь, утешить, объяснить, рассказать и идти дальше.
Причина вторая.У мамы есть плохие воспоминания, связанные с детским садом. Это может быть конкретная ситуация, или строгая воспитательница, или просто воспоминание о том, как не хотелось идти в детский сад.
В таком случае, маме полезно до того, как ребенок будет зачислен в адаптационную группу сходить туда одной, познакомиться с заведующим и воспитателями. У каждого детского сада есть свой сайт. Обычно, там есть странички для родителей и много полезной, интересной информации о жизни учреждения. Как говорится, осведомлен - значит вооружен!
Упражнение
Возьмите лист бумаги и напишите, как можно больше плюсов детского сада в жизни ребенка. Написали?
А теперь постарайтесь вспомнить хорошие моменты из своего детсадовского детства? Возможно у вас был друг, или любимая воспитательница? Может вы любили какие-то занятия или праздники?
Запишите все, что вспомните.
Теперь у вас на листке есть список вещей, которыми садик на самом деле хорош! Не забудьте рассказать о них ребенку. И запомните, каждый новый опыт - уникален. Двадцать лет назад взгляды на воспитание были совершенно иными. Сейчас, мамы более информированы, а воспитательный процесс гибче и ориентирован на индивидуальный подход.
Причина третья: Мама наслушалась "страшных" историй про адаптацию и детский сад.
Самые популярные и страшные.
"Вот пойдете в сад и начнется…" (говорить трагическим голосом), "мало болели? не обольщайся, вот пойдет в сад, будет со справки на справку весь первый год ходить", "ой, наш как начал в садик ходить так испортился... стал агрессивный, ругается, капризы бесконечные..."
На самом деле, то что творится с одними детьми может никогда не затронуть других. Но переживание мамы может быть не слабым на этой почве, вплоть до того, что мамы начинают выискивать симптомы, подходящие под "страшилки", а самые тревожные таки находят и соглашаются...в итоге "детский сад - это зло!".
Действительно, дети в саду болеют чаще. Это и понятно, 20 человек в одной комнате. И если вдруг появляется вирус, то можно себе представить какова его концентрация на эти квадратные метры. Другое дело, что один ребенок болеет 3-5 дней, а другой 7 и более со всеми вытекающими. В ваших силах принять меры и не доводить до осложнений. Не водить в группу "до последнего", промывать нос, одевать по погоде, не лишним будет консультация у педиатра. Еще один момент, если ребенок находится с состояние стресса, то он будет более подвержен болезням. Поэтому маме важно находиться в стабильном эмоциональном состоянии, быть готовой оказать поддержку и помочь ребенку справляться с трудностями.
Что касается изменений в поведении, то тут вы действительно можете наблюдать, что ребенок, к примеру, стал более агрессивным, капризным, требовательным. Вступая в мир социальных отношений, ребенку нужно научиться усваивать правила, нормы, порядки. До этого была только семья, где маленькому человеку угождают и принимают таким какой он есть. Теперь есть садик, где все новое, включая распорядок дня, и чтобы принять это как часть жизни нужно время и поддержка. Итак, попадая в садик, ребенок неизбежно столкнется с тем, что ему что-то будет не привычно, не комфортно, иными словами, не так как дома. Конечно, воспитатели будут стараться уделить внимание и помочь, но дома вы можете столкнуться с тем, что малыш будет проявлять протест. Например, ребенок не смог проявить свои эмоции в детском саду по поводу того, что пришлось делать не то, что нравится: кушать, спать днем, ходить за ручку, уходить с прогулки, надеваться самому... Дома он по такому поводу резко бы возмутился, всплакнул или даже закатил скандальчик, но в садике не удалось. Там есть правила, которые одинаковы для всех детей, ибо если дать волю эмоциям одного, то через две минуты будет вся группа капризничать. И вот, энергия от подавленных эмоций осталась. Куда ее девать? Конечно позлиться на тех, на кого злиться можно! В таких ситуациях маме надо быть терпимее.
Обсуждайте с ребенком как прошел его день, обсуждайте ситуации, когда ему что-то не нравилось. Постарайтесь направить его энергию в нужное русло: предложите ролевую игру с игрушками, в которой ребенок сможет воспроизвести ситуацию и отыграть ее "по полной".
В любом случае, всех "страхов" можно избежать, если все делать вовремя: вовремя начать лечиться, вовремя поговорить с ребенком, вовремя поддержать его, вовремя обратиться за помощью (к воспитателю, врачу, детскому психологу).
Ребенок тяжело переносит разлуку с мамой.
Когда мамин уход каждый раз сопровождается слезами, уговорами, обещаниями и прочим. Тогда очевидно и понятно, что мама будет не на шутку тревожиться о том, как же его оставлять каждый день?
Что мама может сделать здесь и сейчас, чтобы помочь и себе, и ребенку.
Итак, начнем с того, что ощущение времени у детей не такое как у взрослых. И если мама сказала, что скоро вернется, а сама ушла на пол часа, час и так далее, то для ребенка мама обманщица, т.к скоро - это уже через минуту, а двадцать минут - уже очень-очень долго. Что такое пол часа, скажете вы? За пол часа и соскучиться не успеешь, а малыш помнит - мама сказала, что скоро придет и где же она???
Так как же быть?
Дайте ребенку ориентиры, по которым он поймет, когда вас ждать. Для этого необходимо обозначить что он будет делать во время вашего отсутствия. Например, вы оставляете малыша в детском саду и говорите: "сейчас вы с детками покушаете, поиграете, потом ты поспишь, снова поиграешь, покушаешь и я приду за тобой. " Теперь понятно, что мама придет когда произойдут все эти события и малыш станет на них ориентироваться.
Выработайте ритуал прощания. Чтобы не затягивать расставание, выберете последовательные действия, которые будете совершать каждый раз, отправляя малыша в группу. К примеру, вы переодеваетесь, обнимаетесь, целуете малыша, берете за руки, садитесь напротив него глаза в глаза и рассказываете, что он будет делать, когда вас не будет (перечисляете занятия), и когда вы вернетесь. Затем передаете его воспитателю. Обязательно сдерживайте обещания. Скажите, что очень его любите и думали о нем все это время. Есть еще вариант - опишите причину опоздания с увлечением: "представляешь, что со мной приключилось сегодня...!" Ваша задача снизить тревогу от разлуки, а факт, что мама попала в приключение по пути в детский сад может заинтересовать и увести от тревожных мыслей.
Проводите какое-то время после того, как заберете ребенка только вдвоем. Прогуляйтесь, почитайте вместе, поиграйте в игру или приготовьте печенье. Уделите время вашим отношениям. Это очень важный момент в формировании доверия.
Начните практиковать все это до похода в детский сад.
Уверена, что ваш позитивный настрой, бодрость духа и уверенность в своем ребенке принесет желаемый результат: малыш успокоится и начнет вас отпускать, а вы перестанете тревожиться о предстоящей разлуке.
Как облегчить эмоциональное состояние мамы во время адаптации ребенка?
Прежде всего, необходимо осознать, что ВСЕ сталкиваются с подобными ситуациями, поэтому ваше волнение является абсолютно нормальным.
Вот несколько простых советов, как сделать процесс адаптации максимально позитивным:
1. Держите себя в руках. Безусловно, это легче сказать, чем сделать, но, провожая ребенка в детский сад как в экспедицию на Северный Полюс, вы передаете часть своих переживаний малышу. Если же мама будет спокойна, то и ребенок быстрее успокоится.
2. Будьте уверены и последовательны в своем решении. Вы не бросаете, не предаете своего ребенка, а отпускаете в новый, интересный и увлекательный мир. Попытайтесь вначале не делать перерывов в посещении — неделя дома не только не поможет малышу адаптироваться к садику, но и продемонстрирует ему, что есть и другой вариант, которого можно всеми силами добиваться.
3. Попробуйте заранее сформировать для себя и вашего малыша положительное отношение к выбранному вами детскому саду. Расскажите смешные истории из жизни других детей или поделитесь личным опытом.
4. Если ваш ребенок плохо владеет навыками самообслуживания, не надо в авральном режиме перед походом в детский сад начинать обучать его этому. Это плохая идея, потому что такое внезапное обучение добавит лишних переживаний и вам, и малышу. Поэтому лучше решать проблемы по факту их возникновения, чем волноваться заранее.
5. Объясните ребенку, что воспитатель — это человек, к которому всегда можно обратиться за помощью, пока мамы нет рядом, чтобы не случилось.
6. Поговорите с воспитателем об особенностях ребенка, его предпочтениях и привычки. Не бойтесь казаться навязчивой, ведь чем больше воспитатель будет знать о малыше, тем проще и лучше сложатся его первые дни в детском саду.
7. Узнайте все правила и особенности выбранного вами детского сада, его режим. Начинайте заранее к нему привыкать сами и готовить малыша.
8. Поддерживайте себя, чтобы иметь возможность поддержать ребенка. Поделитесь своими переживаниями с мужем, подругой, воспитателем, обратитесь к психологу.
И самое главное — верьте в своего ребенка! Если мама уверена, что с ее малышом в саду все будет хорошо, — так и будет. Желаем вам и вашим деткам легкой и безболезненной адаптации!