Березовская Наталья Викторовна
Здравствуйте, уважаемые родители, коллеги!
Рада приветствовать Вас на своей персональной страничке!
Надеюсь, что представленная информация будет интересна и полезна не только коллегам и родителям моих воспитанников и для всех, кому интересен мир детства.
Моё педагогическое кредо: «Любовь и уважение к детям могут сделать невероятное.»
Мой личный профессиональный девиз: «Мы с любовью относимся к ребенку, а он с радостью познает и с добром созидает.»
Принципы работы: «Любить детей, а как иначе, ведь это главная задача. И к каждому иметь подход, не может быть наоборот!»
Работаю над проблемами: «Поиск эффективных путей для сенсорного развития детей раннего возраста.»
Ранний возраст – уникальный период, обладающий яркими и выразительными особенностями. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. При чём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности. Моя задача создать благополучный микроклимат в группе, чтоб развивать познавательную сферу, развить движения и мелкую моторику, раскрыть творческий потенциал малышей.
Консультация для родителей "Сенсорное развитие для детей раннего возраста"
Мамины переживания по поводу детского сада
В жизни каждой мамы наступает момент, когда ребенок поступает в детский сад!
До этого, круг его общения сводился к семье, ближайшим родственникам и друзьям родителей. Теперь он значительно расширится, в нем появятся новые взрослые и дети, новые правила, ему придется осваивать разные способы общения и взаимодействия, приспосабливаться и учиться, в общем, делать первые шаги в направлении к большому социальному миру.
Все это волнительно не только для маленького человека, но и для мамы, с которой все три года были практически неразлучны. Конечно, волнение мамы понятно, и это вполне нормально. Однако, бывают случаи, когда мама не просто испытывает легкое волнение, а находится в состоянии постоянного нервного напряжения от того, что придется отдавать ребенка в учреждение дошкольного образования. Одна мысль о том, что придется привести и оставить там своего малыша наводит тихий ужас.
Чем обусловлено эмоциональное напряжение родителей?
Причина первая: Сильная привязанность к ребенку
"Мы не разлучались с ним с рождения, он без меня не сможет", "как он там без меня" или "ему без меня будет очень плохо"
На самом деле это проекция. Ребенок сам не знает, как ему там будет, но мама за него уже все решила. В таком случае можно значительно усугубить адаптацию самого ребенка. Он будет считывать вашу тревогу и обязательно присвоит себе ощущение, что "без мамы я не могу, мне без мамы плохо". И вы оба будете страдать день за днем, пока мамина установка не изменится.
Такое часто случается, когда мама по разным причинам, находится с ребенком 24 часа в сутки, а если он и оставался где-либо без нее, то всего на пару часов и то редко. Да, он маленький, но уже и не младенец. Малыш многое умеет делать сам, а при помощи взрослого и того больше! Здесь важен подготовительный этап.
Начните водить ребенка на любые занятия, которые могут ему понравиться, но на которых возможно присутствие без мамы. Оставили и ушли.
Остается факт - он там без вас, вы не можете контролировать что там происходит, вы вне зоны видимости/досягаемости. Не стоит заходить и проверять как он там. Ваша задача отдать ребенка и полностью отпустить на эти пару часов. Привыкайте, что теперь у вас, кроме времени "вместе" будет время "порознь". И это нормально.
Упражнение.
Представьте ситуацию, что вы ведете своего малыша в детский сад и оставляете его там.
- Что вы чувствуете?
- За что переживаете больше всего?
- Что в детском саду может быть самым страшным и травматичным для вашего ребенка?
- Какова вероятность того, что это случится?
- Ответьте на вопрос, что я могу сделать для того, чтобы уменьшить свою тревогу? Что бы мне помогло успокоиться и принять тот факт, что мой ребенок пойдет в детский сад?
- Допускаете ли вы мысль о том, что вашему ребенку может быть весело и интересно с другими взрослыми?
Постарайтесь ответить на эти вопросы спокойно, по очереди, желательно письменно или кому-то вслух. Очень часто во время таких рассуждений ответы приходят сами собой, как озарение.
И, наконец, хочется сказать, что дети очень гибкие и быстро приспосабливаются к новой ситуации. Будьте уверены и последовательны. Вы не бросаете, не предаете своего ребенка, а отпускаете в новый, интересный и увлекательный мир. А еще, вы всегда рядом, чтобы помочь, утешить, объяснить, рассказать и идти дальше.
Причина вторая.У мамы есть плохие воспоминания, связанные с детским садом. Это может быть конкретная ситуация, или строгая воспитательница, или просто воспоминание о том, как не хотелось идти в детский сад.
В таком случае, маме полезно до того, как ребенок будет зачислен в адаптационную группу сходить туда одной, познакомиться с заведующим и воспитателями. У каждого детского сада есть свой сайт. Обычно, там есть странички для родителей и много полезной, интересной информации о жизни учреждения. Как говорится, осведомлен - значит вооружен!
Упражнение
Возьмите лист бумаги и напишите, как можно больше плюсов детского сада в жизни ребенка. Написали?
А теперь постарайтесь вспомнить хорошие моменты из своего детсадовского детства? Возможно у вас был друг, или любимая воспитательница? Может вы любили какие-то занятия или праздники?
Запишите все, что вспомните.
Теперь у вас на листке есть список вещей, которыми садик на самом деле хорош! Не забудьте рассказать о них ребенку. И запомните, каждый новый опыт - уникален. Двадцать лет назад взгляды на воспитание были совершенно иными. Сейчас, мамы более информированы, а воспитательный процесс гибче и ориентирован на индивидуальный подход.
Причина третья: Мама наслушалась "страшных" историй про адаптацию и детский сад.
Самые популярные и страшные.
"Вот пойдете в сад и начнется…" (говорить трагическим голосом), "мало болели? не обольщайся, вот пойдет в сад, будет со справки на справку весь первый год ходить", "ой, наш как начал в садик ходить так испортился... стал агрессивный, ругается, капризы бесконечные..."
На самом деле, то что творится с одними детьми может никогда не затронуть других. Но переживание мамы может быть не слабым на этой почве, вплоть до того, что мамы начинают выискивать симптомы, подходящие под "страшилки", а самые тревожные таки находят и соглашаются...в итоге "детский сад - это зло!".
Действительно, дети в саду болеют чаще. Это и понятно, 20 человек в одной комнате. И если вдруг появляется вирус, то можно себе представить какова его концентрация на эти квадратные метры. Другое дело, что один ребенок болеет 3-5 дней, а другой 7 и более со всеми вытекающими. В ваших силах принять меры и не доводить до осложнений. Не водить в группу "до последнего", промывать нос, одевать по погоде, не лишним будет консультация у педиатра. Еще один момент, если ребенок находится с состояние стресса, то он будет более подвержен болезням. Поэтому маме важно находиться в стабильном эмоциональном состоянии, быть готовой оказать поддержку и помочь ребенку справляться с трудностями.
Что касается изменений в поведении, то тут вы действительно можете наблюдать, что ребенок, к примеру, стал более агрессивным, капризным, требовательным. Вступая в мир социальных отношений, ребенку нужно научиться усваивать правила, нормы, порядки. До этого была только семья, где маленькому человеку угождают и принимают таким какой он есть. Теперь есть садик, где все новое, включая распорядок дня, и чтобы принять это как часть жизни нужно время и поддержка. Итак, попадая в садик, ребенок неизбежно столкнется с тем, что ему что-то будет не привычно, не комфортно, иными словами, не так как дома. Конечно, воспитатели будут стараться уделить внимание и помочь, но дома вы можете столкнуться с тем, что малыш будет проявлять протест. Например, ребенок не смог проявить свои эмоции в детском саду по поводу того, что пришлось делать не то, что нравится: кушать, спать днем, ходить за ручку, уходить с прогулки, надеваться самому... Дома он по такому поводу резко бы возмутился, всплакнул или даже закатил скандальчик, но в садике не удалось. Там есть правила, которые одинаковы для всех детей, ибо если дать волю эмоциям одного, то через две минуты будет вся группа капризничать. И вот, энергия от подавленных эмоций осталась. Куда ее девать? Конечно позлиться на тех, на кого злиться можно! В таких ситуациях маме надо быть терпимее.
Обсуждайте с ребенком как прошел его день, обсуждайте ситуации, когда ему что-то не нравилось. Постарайтесь направить его энергию в нужное русло: предложите ролевую игру с игрушками, в которой ребенок сможет воспроизвести ситуацию и отыграть ее "по полной".
В любом случае, всех "страхов" можно избежать, если все делать вовремя: вовремя начать лечиться, вовремя поговорить с ребенком, вовремя поддержать его, вовремя обратиться за помощью (к воспитателю, врачу, детскому психологу).
Ребенок тяжело переносит разлуку с мамой.
Когда мамин уход каждый раз сопровождается слезами, уговорами, обещаниями и прочим. Тогда очевидно и понятно, что мама будет не на шутку тревожиться о том, как же его оставлять каждый день?
Что мама может сделать здесь и сейчас, чтобы помочь и себе, и ребенку.
Итак, начнем с того, что ощущение времени у детей не такое как у взрослых. И если мама сказала, что скоро вернется, а сама ушла на пол часа, час и так далее, то для ребенка мама обманщица, т.к скоро - это уже через минуту, а двадцать минут - уже очень-очень долго. Что такое пол часа, скажете вы? За пол часа и соскучиться не успеешь, а малыш помнит - мама сказала, что скоро придет и где же она???
Так как же быть?
Дайте ребенку ориентиры, по которым он поймет, когда вас ждать. Для этого необходимо обозначить что он будет делать во время вашего отсутствия. Например, вы оставляете малыша в детском саду и говорите: "сейчас вы с детками покушаете, поиграете, потом ты поспишь, снова поиграешь, покушаешь и я приду за тобой. " Теперь понятно, что мама придет когда произойдут все эти события и малыш станет на них ориентироваться.
Выработайте ритуал прощания. Чтобы не затягивать расставание, выберете последовательные действия, которые будете совершать каждый раз, отправляя малыша в группу. К примеру, вы переодеваетесь, обнимаетесь, целуете малыша, берете за руки, садитесь напротив него глаза в глаза и рассказываете, что он будет делать, когда вас не будет (перечисляете занятия), и когда вы вернетесь. Затем передаете его воспитателю. Обязательно сдерживайте обещания. Скажите, что очень его любите и думали о нем все это время. Есть еще вариант - опишите причину опоздания с увлечением: "представляешь, что со мной приключилось сегодня...!" Ваша задача снизить тревогу от разлуки, а факт, что мама попала в приключение по пути в детский сад может заинтересовать и увести от тревожных мыслей.
Проводите какое-то время после того, как заберете ребенка только вдвоем. Прогуляйтесь, почитайте вместе, поиграйте в игру или приготовьте печенье. Уделите время вашим отношениям. Это очень важный момент в формировании доверия.
Начните практиковать все это до похода в детский сад.
Уверена, что ваш позитивный настрой, бодрость духа и уверенность в своем ребенке принесет желаемый результат: малыш успокоится и начнет вас отпускать, а вы перестанете тревожиться о предстоящей разлуке.
Как облегчить эмоциональное состояние мамы во время адаптации ребенка?
Прежде всего, необходимо осознать, что ВСЕ сталкиваются с подобными ситуациями, поэтому ваше волнение является абсолютно нормальным.
Вот несколько простых советов, как сделать процесс адаптации максимально позитивным:
1. Держите себя в руках. Безусловно, это легче сказать, чем сделать, но, провожая ребенка в детский сад как в экспедицию на Северный Полюс, вы передаете часть своих переживаний малышу. Если же мама будет спокойна, то и ребенок быстрее успокоится.
2. Будьте уверены и последовательны в своем решении. Вы не бросаете, не предаете своего ребенка, а отпускаете в новый, интересный и увлекательный мир. Попытайтесь вначале не делать перерывов в посещении — неделя дома не только не поможет малышу адаптироваться к садику, но и продемонстрирует ему, что есть и другой вариант, которого можно всеми силами добиваться.
3. Попробуйте заранее сформировать для себя и вашего малыша положительное отношение к выбранному вами детскому саду. Расскажите смешные истории из жизни других детей или поделитесь личным опытом.
4. Если ваш ребенок плохо владеет навыками самообслуживания, не надо в авральном режиме перед походом в детский сад начинать обучать его этому. Это плохая идея, потому что такое внезапное обучение добавит лишних переживаний и вам, и малышу. Поэтому лучше решать проблемы по факту их возникновения, чем волноваться заранее.
5. Объясните ребенку, что воспитатель — это человек, к которому всегда можно обратиться за помощью, пока мамы нет рядом, чтобы не случилось.
6. Поговорите с воспитателем об особенностях ребенка, его предпочтениях и привычки. Не бойтесь казаться навязчивой, ведь чем больше воспитатель будет знать о малыше, тем проще и лучше сложатся его первые дни в детском саду.
7. Узнайте все правила и особенности выбранного вами детского сада, его режим. Начинайте заранее к нему привыкать сами и готовить малыша.
8. Поддерживайте себя, чтобы иметь возможность поддержать ребенка. Поделитесь своими переживаниями с мужем, подругой, воспитателем, обратитесь к психологу.
И самое главное — верьте в своего ребенка! Если мама уверена, что с ее малышом в саду все будет хорошо, — так и будет. Желаем вам и вашим деткам легкой и безболезненной адаптации!