Гречко Анна Геннадьевна

13.05.2024Консультация для родителей

«Русские народные традиции в воспитании детей»

---

«Дитятко – это тесто: как замесил, так и выросло»

(русская народная мудрость)

Традиции – это элемент социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению нравственные ценности людей, жизненный опыт.

Во все времена у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического опыта, накопленного предшествующими поколениями.

Народные традиции являются эффективным средством духовно-нравственного воспитания детей.

Советский и российский филолог-фольклорист, доктор филологических наук В.П. Аникин писал: «Народная педагогика выработала свои традиционные правила. Удивительно, что они точно соответствуют законам физического и интеллектуального развития ребенка и составляют своего рода систему».

Что же самое главное можно выделить из традиций нашего народа?

На Руси складывались традиции под влиянием образа жизни. У славян традиции полны человеческими чувствами: добродушием, гостеприимством, хлебосольством, т.е.  стремлением поделиться всем, что есть в доме, при встрече гостей и т.д.

Предки жили среди природы и были близко связаны с ней. Наблюдения за природой сформировали приметы, которые соблюдали в повседневной жизни. Народный календарь – основа традиций и праздников, необходимый элемент культуры славян.

Бытовая культура – важная часть народной жизни. Связь с землёй, реками и лесами определила характерные черты русского характера: трудолюбие, бережливость, настойчивость. Уважительное отношение к труду было важной традицией. Оно прививалось с детства.

У славян всегда уважением пользовалась та семья, в которой родственники относились друг к другу терпимо, где царила атмосфера взаимопонимания и все слаженно трудились. Народная традиция призывала к сохранению «лада» в семье:

·         Мир да лад — большой клад

·         В семье любовь да совет, так и нужды нет

·         Тому не о чем тужить, кто умеет домом жить

·         Согласную семью беды обходят и др.

Взаимоотношения детей и родителей в крестьянской семье строились на любви и ласке (к этому стремились, это считалось правильным, необходимым). Важным элементом народной педагогики было воспитание у детей уважительного отношения к старшим, и прежде всего к своим родителям, что отразилось и в целом ряде пословиц:

·         Почитай старших — сам стар будешь

·         Старых почитай, молодых поучай

·         Посади деда на печь, тебя внуки посадят

·         Нет дружка против родного батюшки, нет подружки против матушки.

Детей учили по-особому относиться к матери. По традиции до пяти-семилетнего возраста мать играла главную роль в выхаживании и воспитании ребенка. Она не только заботилась о его здоровье, защищала от всяческих бед и напастей, но и бережно растила его душу. «Не та мать, что родила, а та, что выходила».

Только в последние годы ученые пришли к заключению, что полученный в раннем детстве опыт общения с матерью самым прямым образом влияет на умственное и психическое развитие ребенка, предопределяя и характер его взаимоотношений с окружающими. Интересен тот факт, что уже люди традиционного общества прекрасно знали, что недостаток материнского внимания и заботы в первые годы жизни ребенка негативно сказывается на его будущем. Недаром существуют пословицы:

·         Кто без призора в колыбели, тот век не при деле

·         Напряталась матка от деток — напрячутся и детки от матки

·         От доброго дерева — добрый и плод

·         При солнце тепло, при матери — добро

·         Сердце матери лучше солнца греет

Культурное наследие нашего народа можно представить в следующих тематических блоках:

Фольклор

Бытовое искусство, фольклор опекает ребенка с рождения, сопровождает в детстве, отрочестве, вплоть до перехода в юность.

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

Потешки, прибаутки, песни начинают звучать уже над колыбелью ребенка. Простота этих произведений, многократная повторяемость элементов, легкость запоминания привлекает детей, и они с удовольствием слушают и, подрастая, начинают исполнять их в своей деятельности.

Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Сказка своим содержанием всегда зовет на борьбу со злом, с врагами Родины, призывает бороться за справедливость, добро, гуманизм.

Таким образом, фольклор является ведущим компонентом народной культуры, имеющим большое воспитательное значение. Практический опыт показал, что широкое включение фольклора в работу с детьми обогащает их жизнь, вводит в мир народной жизни, знакомит их с обычаями и традициями русского народа, создает положительную эмоциональную обстановку в детском учреждении.

Народная игра

Неоценимым богатством являются народные игры. Они воспитывают у детей активность, сноровку, сообразительность, инициативу. В игре удовлетворялась жажда действовать, предоставлялась обильная пища для ума, сердца и воображения, воспитывалось умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и справедливость. В играх был залог полноценной душевной жизни в будущем. Не игравший в детстве ребенок никогда, став взрослым не развернет своего человеческого потенциала. Игра формирует интеллектуальные и физические способности, с которыми ребенок будет жить долгие годы. Игры – своеобразная школа для ребенка. Они заставляют детей в равной степени подчиняться воле всех. Дети осознавали свою связь с коллективом. Новейшая педагогика называет эту функцию игры средством «социализации» ребенка, приучением его к соблюдению этических норм, правил общежития.

Народные праздники

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники. Жизнь русских людей ещё в далеком прошлом состояла из череды будней и праздников. Это считалось необходимой составляющей нормального течения жизни, создающей определенный и четкий ритм жизни. В самой природе человека заложена необходимость органического сочетания будней и праздников, подытожить результаты трудовой деятельности. В стремлении человека к завтрашней радости есть стимул развития социальной активности, на которой можно построить эффективную воспитательную систему.

Череду праздников определяли церковный и земледельческий календари. Поэтому праздники разделяют на церковные (Рождество, Пасха и др.) и сезонные (Осенины, Праздник урожая и др.).

Народные промыслы

Народное искусство во всем своем разнообразии несет огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, помогает приобщить детей к культуре своего народа, частью которой является.

Важное воспитательное значение  народного искусства неоднократно подчеркивала Н.П. Сакулина: «Детям дошкольного возраста близки и понятны многие работы мастеров декоративной росписи, резьбы, вышивки, понятно искусство игрушечников. Маленькие дети воспринимают их глубже и полнее, чем полотна живописи, и это очень помогает педагогу детского сада в формировании художественного вкуса детей и в руководстве их изобразительным творчеством».

Очень важно, знакомя детей с тем или народным промыслом, давать наиболее полное представление о нём: где и почему этот возник промысел, для чего люди это делали. Например: игрушки для забав детей, росписи для украшения мебели и посуды, вышивку и кружево – для украшения одежды и т.д. Таким образом, объяснять детям, что наши предки всегда стремились к красоте, творческому созиданию, к труду, их жизнь всегда была наполнена смыслом.

В настоящее время народное искусство широко применяется в художественном воспитании детей. Подлинные образцы народного творчества и современные произведения народного искусства используются на занятии и в оформлении группы. Творческие работы детей успешно могут использоваться в украшении зала к праздникам.

Воспитание детей в духе русской культурной традиции — не только средство для духовного и интеллектуального развития. Это попытка реализовать в сегодняшних условиях те традиционные ценности русского народа, благодаря которым он стал великим.

 

апрель 2024 год                 Проект «Быт и традиции русского народа»